Часть полного текста документа:Возникновение парусного спорта в России Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда. "Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании" Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге "Потомственный Невский флот" - прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных. Организация Невского флота, завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием - содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели "Партикулярной верфи". Во главе Невского флота Петр поставил одного из лучших моряков - стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии "невским адмиралом". Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организаций и свои утвержденные Адмиралтейской коллегией устав и флаг. Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п. Празднично выглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краской яхты, большие прогулочные гребные суда - баржи, изящные, легкие на ходу верейки и сверкающие белоснежными Журнал "Морской сборник" в 1849 г. отмечал, что Невский флот "будет постарее всех европейских яхт-клубов", но "учрежденный довременно и насильственно, он мог существовать только при его (Петра) воле". Первым официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне. K 1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения. К этому времени парусным спортом начали увлекаться столичное состоятельное чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб.[В 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его "Моряк на все руки". Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием "Клуб Невских ботиков". После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование "Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб" и 21 мая 1860 г. открыл свой первый спортивный сезон. Через пять лет Речной яхт-клуб насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот - более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда - от гребных ботиков до многотонных яхт. В 1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. ............ |