Введение
Игра - основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления. В четырехтомном словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова И.Ю. 2; 235) отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется через понятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется как особая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащих для развлечения и т.д. Игра - важнейший фактор и средство воспитания детей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть. Игра – определяется как деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он обязан чувствовать себя свободно. Но и эта свобода - действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью даже в детской игре являются правила. Игра - широкий круг деятельности человека, противопоставляемый обычной утилитарно- практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен игры привлекал внимание представителей разных наук: философов, эстетов, биологов, этнологов, психологов и др. Начало разработки общей теории игры связано с работами Шиллера, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, Г.В.Плеханова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Н.К.Крупской, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.С.Макаренко, М.М.Бахтина, Ф.И.Фрадкиной, Л.С.Славиной, Е.А.Флериной, Д.В.Менджерицкого, В.А.Сухомлинского, Ю.П.Азарова, В.С.Мухиной, О.С.Газмана, Спенсера. Шиллер рассматривал психологическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще. И для Шиллера игра - наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры среди разумных существ и на её упражняющую функцию. К.Кросс вслед за Спенсером считал игру специфической деятельностью индивидуумов , проистекающей из внутренней потребности в упражнениях, укреплении и развитии наследственных форм поведения. В основе игры, по Бейтендейку лежат три исходных влечения, которые он заимствовал из теории Фрейда,- к освобождению, к слиянию и тенденции к воспроизведению. Вместе с тем Бейтендейк относит игру к категории ориентировочно- исследовательской деятельности: игра есть действие с предметом, который обладает элементами новизны. Попытка универсализировать понятие игры была предпринята голландским историком и философом культуры Хейзинги: всё многообразие человеческой деятельности сводится у него к игре, рассматриваемой как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Основы историко- материалистического подхода к игре человека были заложены Г.В.Плехановым. По его мысли, игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать.
Современные историки культуры рассматривали игру как разновидность общественной практики, состоящей в действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки; они видят социальную значимость игры на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическим искусством и спортом. ............