Часть полного текста документа:Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкам А.Г Соломонов Суть физиологической адаптации определяют физиологические реакции, направленные на приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды через сохранение постоянства среды внутренней. В исследованиях адаптации, наряду с направлением по оценке влияния на организм человека экстремальных факторов среды, изучается адаптация к условиям трудовой деятельности. Для учащихся различных возрастных групп: школьников и студентов, существует проблема адаптации к учебным нагрузкам. Работоспособность учащихся и её динамика в учебном процессе изучается отечественными учёными давно и достаточно широко (1). Вместе с тем потребность в исследовании адаптации к учебным нагрузкам сохраняется в связи с их возрастанием и происходящим одновременно ухудшением адаптационного потенциала, определяемого через показатели здоровья. Отсутствие специального финансирования, а также дефицит времени у студентов, их малая ориентация на здоровый образ жизни заставляют пытаться решать эту потребность совмещением исследований с учебными занятиями. Для педагогических вузов максимальные возможности для этого имеются у включённого в учебный план всех специальностей блока медико-биологических дисциплин с физиологической направленностью и предусматривающих практические занятия. Эти дисциплины на дневном и заочном отделениях в основном курируются кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Они представлены в таблице 1. Таблица 1. Основные физиологические практикумы ЯГПУ Дисциплина Специальности, по каким идёт подготовка, факультеты Курс Кол-во часов практических занятий Соотношение часов лекции/практ. Основы анатомии и физиологии человека Все специальности (без факультетов начального обучения, физ. культуры) 1; 2 16 - 32 1 / 2 - 2 / 1 Анатомия, физиология ребёнка Специальности факультета начального обучения 1; 2 54 - 68 1 /3,5 - 3 /4 Возрастная анатомия и физиология, гигиена Специальности факультета физической культуры 3 18 1 / 1 Экология человека география/биология 3 14 1 / 1 Физиология человека и животных Биологический факультет: биология/химия 4 173 1 / 2,5 химия /биология 4 88 1 / 2 география/биология 4 63 1 / 1,5 Общая гигиена и гигиена спорта Специальности факультета физической культуры 3;4 14 1 / 1 В таблицу включены данные по дневному отделению. В ней не учитывается планирование деятельности студентов по курсовому и дипломному проектированию. Физиологические практикумы ставят перед учащимися цели расширения и укрепления знаний о закономерностях деятельности человеческого организма, его функциональных возможностях, формирования умений, практических навыков в проведении медико-биологических обследований, методик самоконтроля. Исследование адаптации своего организма к нагрузкам, в том числе и учебным, также может быть одной из целей практикумов. В статье предпринимается попытка анализа основных практикумов именно с этой стороны. Практикумы, выполняемые на младших курсах. Они знакомят с основами антропометрии, анализом осанки, определением росто-весовых показателей, лёгочных объёмов, с методами измерения артериального давления, частоты сердечных сокращений, оценки состояния нервно-мышечного аппарата (теппинг-тест), с динамометрией. ............ |