Томский межвузовский центр дистанционного образования
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления
РЕФЕРАТ
Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
по дисциплине «Педагогика и психология»
Выполнил Студент гр.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность вопроса
2. Образование и ценности
3. Роль педагога в воспитательном процессе
4. Современные подходы в воспитании школьников
5. Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае
Литература
Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
1. Актуальность вопроса:
В Словаре практического психолога дано такое определение: «Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».
В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны – поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители, сами дети, оказываются неэффективными. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса, ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и др.). Попытка создать единую цель воспитания, единую модель организации воспитательного процесса также оказалась неэффективной. Сегодня даже среди педагогов бытует мнение, что воспитание – бег на месте, в силу его полного несоответствия уровню социальных перемен. Такое положение дел требует переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе.
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:
Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. ............