Теренс Болл
БОЛЛ Теренс, профессор политических наук университета штата Миннесота, США. Глава из книги Blackwell Companion to Political Theory", 1993 г., предложена автором для публикации в "Полисе".
"Власть" — слово, которое слышишь повсюду. Мы часто пользуемся им, не особенно задумываясь над его смыслом. Однако при ближайшем рассмотрении содержание этого понятия оказывается особенно проблематичным. В данной работе моей целью было выявить и прояснить, если не разрешить, сложные проблемы, связанные с использованием этого термина, проблемы реальные или воображаемые, которые возникают в тех или иных политических ситуациях. Вначале я кратко коснусь основных концептуальных подходов к содержанию понятия "власть". Несмотря на все их различия, они тем не менее обладают несколькими общими стержневыми чертами, — и на этот счет существует общее согласие. Затем чуть более подробно представлю противоположные точки зрения на значение понятия "власть". Я хотел бы также дать оценку сильным и слабым сторонам серьезного, пользующегося влиянием аналитического подхода к теме Стивена Лукса — с тем, чтобы иметь возможность сформулировать приемлемую для всех концепцию власти. Утверждение о том, что понятие "власть" является "сущностно оспариваемым", будет подвергнуто критике в заключении.
Власть: содержание понятия
При рассмотрении существующих ныне концепций власти прежде всего бросается в глаза их многочисленность и разнообразие. Для Томаса Гоббса, например, власть — это средство достичь Блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью (1). Спустя два века Александр Гамильтон задал риторический вопрос: "Что есть власть, как не способность или дар что-либо совершить?" (2). В начале нынешнего века Макс Вебер определял власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других (3). В середине века Г. Лассуэлл и А. Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-то или предопределяющие другие действия (4). Р. Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы (5).
В то же время Х. Арендт полагала, что власть вовсе не принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно: "Власть, — писала она, — означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Власть не является собственностью одного индивида — она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно" (6). С. Лукс, отвергая это суждение как "своеобразную идиосинкразию" автора по отношению к власти, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на В (7, с. 26, 59). Все же, как полагает П. Моррисс, власть — не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то) (8, с. 29—32). О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей (9, с. 14).
Как видим, концепции власти многообразны и отличаются друг от друга. Столь высокая степень различия привела некоторых современных политологов к выводу: по поводу содержания понятия власти не существует единого мнения; оно является "сущностно оспариваемым". ............