Часть полного текста документа:Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание. Акчурин И. А. Каждый из нас мечтал не раз о более счастливой жизни, о любви, об успехах, о выходе из трудностей, о достижениях, завоеваниях и т. д. Не раз упивались мы художественным вымыслом великого поэта или писателя и целые ночи напролет проводили в сказочно красивом мире их героев. Казалось бы - мечты, нет ничего в мире более эфемерного и неоформленного, расплывчатого... А вот современная наука показывает, что именно такого рода расплывчатые и эфемерные структуры (человеческих ожиданий) лежат в самом фундаменте нашего мира, составляют его наиболее глубокие, таинственные и устойчивые основания - конечно, не сами они, но очень подобные им по своим главным свойствам и онтологическим особенностям динамики. Именно параллельные виртуальные миры кладет ныне в свои основания наиболее интересная и интенсивно разрабатываемая сейчас так называемая третья, "многомировая", интерпретация квантовой теории - Эверетта-Уилера, в которой каждая актуализация, реализация квантовой вероятности дает расщепление существовавшей (до этой реализации) вселенной на две (или более) параллельные вселенные, в каждой из которых имеют место, реализованы все теоретически допустимые - вероятностные возможности. А ведь квантовая теория (вместе с теорией относительности) - наиболее глубокий и устойчивый фундамент всего нашего современного научного понимания мира. Современная космология - наука о нашей вселенной в целом и ее происхождении - также основывает свои наиболее глубокие теоретические построения (Л. Смолин и др.) на возможном существовании - наряду с реально "имеющим место" нашим космосом также еще и других, "параллельно" существующих вселенных, - возможно, с совсем другими свойствами и качествами. Например, с более сильной связью между электромагнитным полем и веществом, характеризуемой фунда- ментальной мировой постоянной - так называемой "постоянной тонкой структуры", равной всего 1/137. Свойства даже повседневных предметов в такой "параллельной" вселенной были бы существенно отличны поэтому от наших, обычных свойств. Но это, так сказать, чисто онтологический бытийственный аспект концепции возможных, виртуальных миров. Не менее интересен и аспект чисто гносеологический, теоретико-познавательный. Ведь именно этот, наиболее волнующий всякую философию аспект в наши дни также почти всегда связан с виртуальными мирами. Наиболее общий - универсальный и всем доступный параллельный (виртуальный) - мир создает, конечно же, в определенном смысле философская наука; своими категориями прежде всего. И любой мыслящий человек, решая любую сколько-либо важную для него проблему, - сознательно или совсем не думая даже об этом - всегда "работает" своей головой в некоем таком, может быть, очень специфическом (а иногда даже и совсем патологическом) параллельном мире. Тем более что современные компьютеры уже могут в наши дни с помощью специальных программ реализовать на экране дисплея почти любой фантастический виртуальный мир во всей его красочности и динамике - и даже более того: специальные очки и механические устройства, одеваемые на глаза, руки, ноги и т. д. и управляемые компьютером, создадут полную иллюзию жизни человека-оператора в этом параллельном мире. ............ |