Часть полного текста документа: Основа и методология рыночного ценообразования. 1. Сущность цены, ее функция и ценообразующие факторы. 2. Цели и методы рыночного ценообразования. 3. Стратегия рыночного ценообразования. (1.) Сущность цены, ее функция и ценообразующие факторы. Цена - это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена - один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена - это денежное выражение стоимости. По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти). ОНЗТ - затраты живого и овеществленного труда, который требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости, при наличных нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. ОНЗТ измеряются в человеко-часах или тредах. Эта теория стоимости не смогла ответить на вопросы: 1). Как, с помощью каких коэффициентов можно сопоставить затраты простого и сложного труда? 2). Как затраты труда связаны с полезностью, а полезность связана с ценой? По теории австрийской школы стоимость определяется предельной полезностью. Покупателя не интересует сколько труда затрачено на этот продукт. Недостатки этой теории: Не дает ответы на вопросы зависимости полезности товара от затрат. По теории Маршала стоимость определяется спросом и предложением. Полезность связана со спросом, а предложение с затратами. Цена - сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Цена - характеристика товара на рынке. Цена - рыночный инструмент конкуренции. Роль цены проявляется в ее функциях. Функции цен - это наиболее общие свойства, объективно присущие ценам и характеризующие их назначение: * учетная (измерительная); * стимулирующая; * распределительная (перераспределительная); * функция спроса и предложения. Учетная функция - определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цены показывают во что обходится обществу удовлетворение потребностей в той или иной продукции. Цены показывают насколько эффективно используются труд, инвестиции, инновации, на сколько эффективен весь процесс производства. Стимулирующая функция - проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление. Экономически обоснованные цены могут стимулировать производство, распределение и обновление ассортимента, улучшение качества продукции, рациональное распределение производственных сил, рациональную структуру потребления. Распределительная (перераспределительная) роль цены проявляется в том, что она участвует в распределении и перераспределении национального дохода, дохода между сферами и отраслями экономики, хозяйствующими субъектами, группами населения. Функция спроса и предложения позволяет осуществлять через цены связь между производством и потреблением, предложением и спросом. ............ |