Введение
«Экологическое воспитание – формирование осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
«Экологическое воспитание – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии».
В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей. Содержание экологического воспитания включает два направления:
– экологические знания детей;
– отношение к предметам и явлениям.
Цель экологического развития: формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
1. Задачи оздоровительной направленности
· охранять и укреплять здоровье детей;
· учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;
· формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности;
· учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды.
2. Задачи образовательной направленности
· формировать элементарные экологические знания;
· развивать экологические представления;
· формировать начала экологического мировоззрения;
· уточнять, систематизировать и углублять знания детей о природных явлениях;
· формировать систему знаний о живой и не живой природе;
· показать единство и многообразие форм живой природы;
· формировать умение решать самостоятельно различные экологические задачи;
· развивать творческое воображение, логическое мышление и фантазию;
· учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;
· формировать представления о природных явлениях и учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни животного мира (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства);
б) показать взаимосвязь растений и животных со средой обитания: растения служат кормом для животных, животные распространяют семена;
в) показать разнообразие живых организмов, их экологическое единство, сообщество живых организмов;
г) показать детям, что человек часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность ее связанна с деятельность человека;
· познакомить детей с Красной книгой.
3. Задачи воспитательной направленности
· продолжать формировать бережное отношение к миру природы;
· формировать бережное отношение к недрам нашей Земли;
· формировать эмоционально – доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами;
· воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;
· воспитывать у детей уважительное отношение к традициям своего народа;
· формировать гуманное отношение к природе;
· формировать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания, формировать представления об экологических проблемах города;
· формировать умения создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
· воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным и животным уголка в дошкольном учреждении;
· формировать ответственное и бережное отношение к лесным богатствам, уважение к труду лесничих, пониманию того, что лес – национальное богатство;
· воспитывать бережное отношение к труду сельского жителя
· формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
4. ............