Часть полного текста документа: Техника и культура средневековья История культуры оказывается непосредственно связанной спроцессом, начавшимся в конце первого тысячелетия нашей эры,продолжавшимся до XVI века и получившим название второйпромышленной революции.Духовное брожение и обновление, которое известно под названиемВозрождения (Ренессанса) сыграло заметную роль и возродилоинтерес к античному миру. Первым его признаком явился расцветискусств после долгих веков средневекового упадка, расцвет,возродивший художественную античную мудрость. В этом смыслеДж. Вазари впервые употребляет слово rinascita, от которогопроисходит французский Renaissance и все его европейские аналоги.Еще один признак, способствовавший обновлению - постепенноераспространение и усовершенствование техники, которая, с однойстороны, изменяла социальные условия и образ мышления людей, сдругой - ставила новые проблемы.В Италии техническое возрождение началось в результатеколлективного стремления к защите и самосохранению в борьбепротив вторжений венгров и сарацинов. Укрепленные поселенияразрослись, приняв в себя поток сельского населения, которое искалоза оборонительными стенами убежища и свободы. Возросластоимость земель, прилегавших к ним. Это первый признакорганизации общества. Внутри стен таких первоначальных селений,превратившихся в города, народились средневековые ремесленники,искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а трудприобрел благородную окраску, неизвестную античности.Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволилоиспользовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрособработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XIвеке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменилиплечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силутяги упряжки. Только в этом столетии началось совместноеиспользование нескольких тягловых животных, обеспечившее такоеувеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Этопозволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга - колесного,более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубжепроникающими в почву и лучше ее взрыхляющими.Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, гдепостоянно пересекаются пути естественнонаучного познания ибогопознания. Творческое устремление может включать в себя сугубонеортодоксальные элементы гностицизма и магии. Так называемая"натуральная магия", сочетающая натурфилософию с астрологией,алхимией и другими оккультными дисциплинами, в это время тесносплетается с начатками нового, экспериментального естествознания.Алхимия, приобретшая в XIII - XIV вв. двойственный: с однойстороны - рациональный, почти химический, с другой - духовный,"физико-мистический" лик, обязана этой метаморфозетрансформирующим друг друга влияниям технохимии, собственноалхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся еще во временаэллинизма.Арабская химия - тот видимый источник, из которого черпалиевропейские алхимики начиная с XII - ХШ вв. Алхимические текстыVII - XI вв. до нас не дошли. В контексте католического преданияалхимические термины, заимствованные у арабов, вновь обретаютчерты былой духовности, притягивая многообразные знания, это одноиз объяснений возникновения европейской алхимии. ............ |