ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Боголюбова И.А. , Скроботова Т.В., Федоров О.Л.
Ставропольский аграрный университет
Процесс обучения в техническом вузе предполагает развитие особенностей мышления будущих инженеров, называемых техническим мышлением (ТМ), которые определят успешность их работы с техническими объектами начиная с осознания возникшего технического противоречия, последующего поиска физического закона, явления, свойства , применяя которые возможно разрешение технического противоречия, и далее разработки конструкции (машины, механизма, устройства, прибора и т.д.), позволяющих получить качественно новый продукт.
Необходимость развития технического мышления в процессе обучения была осознанна в начале второй половины ХХ столетия, как естественная реакция системы образования на требования бурно развивающейся системы технического обеспечения всех отраслей промышленности страны.
При обучении физике в техническом вузе кроме традиционно решаемых задач обучения и воспитания, должна быть поставлена и решена задача развития технического мышления, ибо физические законы и явления есть основа большинства технических систем, благодаря чему начинать развитие этого профессионально значимого качества будущих инженеров нужно уже с первых дней обучения. Методики и технологии обучения, включающие структурные компоненты, способствующие развитию различных сторон технического мышления, с 60-70-х годов двадцатого столетия являются объектами творческого поиска многих исследователей, занятых в сфере профессионального обучения.
Определяя понятие «техническое мышление» в психологических, педагогических и методических исследованиях, выделены наиболее характерные признаки этого процесса: «Осознанное использование современных научных достижений для решения инженерно-практических задач, «направленность на самостоятельное составление задач и их решение», «решение технических задач», «оперирование производственно-техническим материалом». В своем исследовании мы опирались на определение понятия «техническое мышление» представленное Мухиной М.В.: техническое мышление есть комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности (конструкторских, технологических, возникающих при обслуживании и т.д.).
Большинством исследователей признается, что развитие технического мышления происходит в результате проблемного оперирования производственно-техническим материалом, т.е. решения технических задач в различных вариантах.
Исторически проблемные задачи гениальные одиночки решали эвристическими методами («инсайт»), позже группы исследователей объединялись при решении технических задач методом мозгового штурма, коллективной атаки и т.д. Однако накопление опыта решения ТЗ привело к разработке методов с набором стандартных приемов ТРИЗ, АРИЗ и др.
Нами разработана методика обучения студентов решению технических задач стандартизованными методами и с применением базы физических эффектов и явлений и их параметров, организованных в поисковый компьютерный комплекс « Физический эффект».
Применение стандартизованных методов поиска решений технических задач не уничтожает творческий процесс, но рационализирует его, позволяя не тратить силы и время на поиск уже известных методов решений. ............