Введение
"Судовые навигационные приборы" - так звучит тема моего курсового проекта. Моя специальность предполагает ознакомление и работу с современными устройствами определения координации, но мне также показалось важным осветить и ту часть эпохи, когда моряки определяли свое местонахождение по расположению небесных светил, без компьютеров и сложной техники GPS – и радионавигаторов.
Я постаралась провести черту и сравнить насколько высоко развились системы и приборы современной навигации и приборы на первых парусных кораблях.
1. О навигации в судовождении
История морской навигации
Навигация (Navigation от лат.Navis - корабль) - основной раздел судовождения, в котором:
- разрабатываются теоретические обоснования и практические приемы вождения судов;
- рассматриваются вопросы выбора кратчайшего и безопасного пути следования судна в море и удержания судна на выбранном пути.
Морская навигация зародилась в глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития.
Основы современной навигации были заложены применением магнитной стрелки для определения курса судна [см. компас], относимым к XI веку, составлением карт в прямой равноугольной цилиндрической проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретением в XIX веке механического лага.
В конце XIX — начале XX веков успехи в развитии физики послужили основой создания электронавигационных приборов и радиотехнических средств судовождения.
Задачи современной навигации
Морская навигация имеет свои задачи:
· выбор безопасного и наиболее выгодного пути судна;
· определение направления движения и пройденного судном расстояния в море при помощи навигационных инструментов и приборов (в том числе определение поправок показаний этих приборов);
· изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографических проекций и решение на них аналитическими и графическими способами навигационных задач;
· учёт влияния внешних факторов, вызывающих отклонение судна от выбранного пути;
· определение места судна по наземным ориентирам и навигационным искусственным спутникам и оценка точности этих определений.
Ряд навигационных задач решается с использованием методов геодезии, картографии, гидрографии, океанологии и метеорологии.
Расчет курса и судовождение
Плавание судна между заданными пунктами требует расчёта и нанесения его пути на морские навигационные карты, а также определения курса, обеспечивающего перемещение судна по намеченному пути с учётом воздействия внешних возмущающих факторов — ветра и течения. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская миля, а направлений — градус.
Кратчайшим расстоянием между двумя данными точками на поверхности Земли, принятой за шар, является меньшая из дуг большой окружности, проходящей через эти точки (Ортодромия). Кроме случая следования судна по меридиану или экватору, ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Поэтому судно, следующее по такой кривой, должно всё время изменять свой курс. Практически удобнее следовать по курсу, составляющему постоянный угол с меридианами и изображаемому на карте в проекции Меркатора прямой линией — локсодромией. ............