Часть полного текста документа:СТРУКТУРА НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТАНАУКИ 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ В работе, претендующей на некоторую новизну идей, нужно уточнять терминологию, чтобы избежать неясностей. Это важное условие ее адекватной оценки. Наука исследовалась с незапамятных времен, и накопилось множество терминов, обозначающих это познание. Трудно сказать, где и когда появились первые подобные термины. В Чхандогья Упанишаде, относимой к начальному периоду развития древнеиндийской философии, встречается фраза: "Не познающий не говорит истины - лишь познающий говорит истину. Но следует стремиться к постижению именно познания" /176, с. 128/. Далее рекомендуется стремиться к познанию истины, мысли, веры и т.д. Для нас интересен акцент на познании познания. Проявляется науковедческая ориентация, обозначаемая термином "познание познания". Конкретное содержание термина, конечно, следует понимать в контексте древнеиндийской философии. В произведениях Бахманьяр аль-Азербайджани, жившего в одиннадцатом веке и трактовавшего философию Ибн-Сины, встречаются термины науковедческого толка. Так, он рассуждает о "знании знания" /12/. В произведениях Ф. Бэкона термины "наука наук", "наука о науке" и т.п. занимают прочное место. Ф. Бэкон считал, что "науки, изучающие мышление, безусловно являются ключом ко всем остальным. И точно также как рука является орудием орудий, а душа формой форм, так и эти науки являются науками наук" /19, с. 279/. Далее он отмечает, что "до сих пор игнорировалась необходимость существования особой науки об изобретении и создании новых наук" /19, с. 280/. Терминология получила развитие в классической немецкой философии XVIII -XIX веков. Немецкие философы были далеки от мысли создать науку о науке в понимании Ф. Бэкона. Стремясь изучить науку, подвести под нее основание, они строили онтологию и/или гносеологию. Бесспорное первенство в разработке и использовании подобной терминологии принадлежит Фихте, который отдавал предпочтение терминам "наукоучение" и "наукословие". Они фигурируют и в названиях его работ, таких как "Общие принципы наукоучения", "Наукословие, изложенное в общих чертах", "Первое введение в наукословие" и т.д. Фихте использовал и термин "наука о науке". Он ставит вопрос: "Как возникла сама наука?". Далее продолжает: "Нечто, в чем будет дан ответ на этот вопрос, будет само наукой, и именно наукой о науке вообще" /169, с. 15 - 16/. Фихте вкладывал в эти термины специфическое содержание, и его терминология носит, скорее, псевдонауковедческий характер. Широко использовали аналогичные термины и другие немецкие философы. Например, Шеллинг часто употреблял термин "наукословие" в "Системе трансцендентального идеализма" /178/. Позднее науковедческая терминология встречается довольно часто и даже входит в классификации наук. Она есть в библиотечно-библиографических классификациях Оскара Пильца /1855 г./ и Андреаса Шлейермахера /1847 г./ /177, с. 101/. В XX веке особенно популярным стал термин "наука о науке", благодаря сборнику английских и американских ученых под аналогичным названием /199/. Задним числом были открыты статьи И.А. Боричевского "Науковедение как точная наука" /1926 г./, Марии и Станислава Оссовских "Наука о науке" /1936 г./ /188/ и других. Также популярен термин "науковедение", который в СССР стал почти общепринятым. Встречаются и другие термины. Давнюю и прочную традицию имеет обычай называть исследование науки "философией" и "философскими вопросами". ............ |