Часть полного текста документа:Структура детского коллектива Нарицын Николай Николаевич Ваш ребенок уносит из дома и раздает ценные вещи, приобщается к подозрительным компаниям, или как минимум начинает плохо учиться и вообще становится неуправляемым... Как ни странно это для взрослых, нередко дети пытаются таким образом завоевать признание в классе, заинтересовать одноклассников своей персоной. В подобных случаях родителям стоит обратить внимание на проблемы ребенка в коллективе, на то место, которое он там занял, на его социализацию. Но для этого необходимо быть знакомыми со структурой детского коллектива - хотя бы в первом приближении. ...Если начинать изучение этого вопроса с детского садика, то в нем детского коллектива как такового в общем нет. Иерархия в детсадовской группе выражена слабо, а отдельные детишки если и выделяются, то только в негативном плане - кто самый неуправляемый или кто чаще всех стоит в углу. А в школе примерно ко 2-3 классу начинается появление того, что называют "неформальными группировками" в классе - объединения отдельных детей и формирование в группах взаимоотношений "лидеров и подчиняемых". В первую очередь, конечно, это разделение "по половому признаку" - мальчики к этому возрасту общаются, как правило, отдельно, девочки отдельно. Но внутри этих однополых групп в свою очередь идут свои разделения - как правило, на наиболее удобное для взаимоотношений количество, так называемый "психологический оптимум" - 5-7 человек. И уже в этих группках, формируется своя структура взаимоотношений. Разумеется, группки эти не постоянные - то там, то тут появляются свои "перебежчики". Кстати, в начальной школе пока это не катастрофа: вот где-то к 7-8 классу такая "неопределенность" отдельных детей будет восприниматься чуть ли не как измена. Но для подростков вообще характерна оценка с позиции только двух крайностей... Разумеется, в любой группе (и в результате в классе в целом) выделяется свой лидер. По какому принципу? Вообще-то существует (грубо) два типа лидеров. Первый - выделяемый взрослыми и поощряемый ими - то, что в психологии принято называть "формальным лидером". В принципе, это лидер вправду немного ненастоящий. В начальной школе самим ребятам еще очень трудно выбрать себе "вожака", потому что они еще не научились различать одноклассников по структуре их личности. А потом они еще не испытывают в таком вожаке потребности: дома ими руководит мама, в школе - учительница... А педагог, который "назначает" в начальной школе того же старосту класса, тоже нередко может промахнуться - в силу того, что у самих ребятишек лидерские качества еще не очень ярко выражены, и главой класса назначают либо ученика с самым примерным поведением (как раз того, кто стремится не выделяться), или уже упомянутого вундеркинда (у которого при всех его талантах лидерских задатков может и не быть). Разумеется, опытный педагог разглядит ребят с лидерскими задатками. Но увы, порой назначить главными предпочтет не их, потому что лидерские задатки у детей в этом возрасте в большей степени бунтарские. И такой лидер способен не организовать класс, а наоборот, взбаламутить. Таким образом и получается, что формальный лидер чаще всего собственно лидером быть и не умеет, поэтому его мало кто слушается... Кстати попасть в такие назначенные лидеры - перспектива не самая приятная (хоть многим мамам и лестно, что именно их ребенка назначили в классе главным). ............ |