МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Экономической теории и предпринимательства на морском транспорте»
Аналитический обзор
По дисциплине «Агентирование судов»
Тема «Стивидорные контракты»
Одесса 2010
Стивидорные контракты
Стивидорное обслуживание - обслуживание по погрузке и разгрузке товара, размещение и укладка груза в транспортное средство, обеспечение сохранности и безопасности перевозки груза, перевалка груза с одного вида транспорта на другой, взвешивание груза. На эту деятельность приходятся значительная часть транспортных издержек, а также значительные затраты общего эксплуатационного времени любого транспортного средства.
Документы: стивидорный контракт - в нём определяются все коммерческие условия сделки (сроки проведения грузовых работ или нормы погрузки и выгрузки и их стоимости). Форма оплаты оговаривается, бывает трёх видов: повремённая, сдельная, сдельно-прогрессивная.
В стивидорных контрактах в приложении оговариваются условия - оплата простоев грузчика по вине перевозчика, оплата работ бригад в сверхурочные часы, праздничные, обед, выходные; база тарифа - одно грузовое место или же весовая тонна; правила обмера грузовых мест, изменение размера ставки в зависимости от размера перевозочного средства, повышение ставки за тяжеловесность груза, крановые расходы, накладные расходы…
Традиционно под стивидорными работами подразумеваются операции по погрузке в трюмы судна (выгрузке из трюмов), рациональное размещение и укладка грузов таким образом, чтобы обеспечить их сохранность, безопасность и хорошие мореходные качества судна. Нередко понятие «стивидорные работы» применяют в более широком смысле, охватывая, кроме грузовых работ на судне, также и все операции с грузами на берегу, включая складские операции, разгрузку (загрузку) железнодорожных вагонов, контейнеров, трейлеров, взвешивание груза, его сортировку и т.п.
В большинстве портов мира стивидорные компании выполняют весь комплекс грузовых операций как на судне, так и на берегу, включая складские операции. Однако есть немало портов, где грузовые работы разделены на стивидорные и терминальные операции. Соответственно они выполняются двумя контракторами – стивидором и терминальным оператором. Такое разделение обязанностей получило распространение на контейнерных терминалах, где зачастую в силу перегруженности причалов контейнеры после выгрузки с судна транспортируются за пределы порта в специально отведенные для их хранения и обработки места – «контейнерное депо». В таком случае судовладелец становиться стороной в двух контрактах: стивидорном (со стивидорной компанией) и терминальном (с терминальным оператором). Данная схема работы менее удобна для судовладельца, так как возникают проблемы, связанные с переходом ответственности за сохранность контейнеров и груза при передаче их от стивидора к терминальному оператору. Возникают сложности и при разделении расходов между двумя операторами.
В этих условиях судовладелец стремится заключить контракт с компанией, имеющей лицензию на выполнение всего комплекса работ – стивидорных и терминальных. Тогда в контракте оговариваются две ставки соответственно на стивидорные и терминальные операции. ............