Часть полного текста документа:Стадии развития научных представлений Юлий Самойлович Мурашковский Стадии развития научных представлений Научные представления об окружающем мире и его явлениях (модели) проходят определенные стадии. Стадии обычно следуют одна за другой в определенном порядке. Каждая стадия имеет свои структуру и свойства (см. фиг. 1). Этап Основные занятия исследователей Основные проблемы Отдельные, несвязанные между собой явления изучение свойств явлений; независимо от этого построение моделей по аналогии с известными невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства; нет единого мнения о похожести изучаемых явлений Модели-аналогии ''Пустые'' модели Магические модели Внешние аналогии поиски аналогий, антианалогий, некоего универсального ''естественного'' параметра трактовки путаются между собой; нет надежной воспроизводимости результатов Классификации Внешние классификации Морфологические классификации Классификации по развивающемуся параметру поиск ''правильного'' параметра классификации; поиск ''правильной'' структуры классификации; попытки создания много-параметрических классификаций для повышения точности классификации приходится делать все более разветвленными, при этом теряется ориентировка; все больше изучаемых явлений одновременно попадают в несколько разделов классификации Периодизации поиск ''правильных'' параметров периодизации; поиск ''правильных'' названий периодов; дробление периодов; изучение структур внутри периодов; попытки динамизации этих структур периоды дробятся до потери смысла; путаются параметры периодизации Однофакторные эволюционные модели Распространение модели на подсистемы Перенос фактора на надсистему и близкие системы Аксиоматизация фактора поиск ''правильного'' универсального фактора; дробление фактора; попытки объединять модели с разными факторами; построение антимоделей; экспансия модели; заполнение нижних рангов модели; прикладные исследования растет количество отклонений от предсказаний модели; нарастает число поправок Многофакторные эволюционные модели критика однофакторных моделей; дробление на однофакторные школы; прикладные исследования Эволюция эволюций 1. Отдельные, несвязанные между собой явления Это простое накопление фактов. Причем характер общности этих фактов может быть любой - все зависит от личных представлений исследователя. Пример 1: В 1269 г. Пьер Перегрин из Марикута написал книгу ''Письма о магните'', в которой собрал много сведений о магните, накопившихся до него и открытых им лично. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении (''совокуплении'') разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов путем натирания железа естественным природным магнитом, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе. (1. с.27) Основное занятие исследователей: поиски явлений, кажущихся однородными. Основные проблемы: невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства, нет единого мнения об однородности изучаемых фактов и явлений. Эти проблемы решаются переходом к моделям-аналогиям, объединяющим изучаемые явления в группы. 2. Модели-аналогии: Формирование первых моделей не связано с накоплением фактов, как принято считать. ............ |