Часть полного текста документа: Общее понятие о способностях и их видах СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей. Предполагается, что их формирование происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты . Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности , и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности . Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Природа специальных способностей СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (от лат. specialis - особый) - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т. п.). Их развитие опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых возрастных периодов, на протяжении которых развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно. Так, для музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется музыкальный слух и память ребенка. В силу многозначности задатков возможно формирование специальных способностей на достаточно различающейся анатомо-физиологической основе. Таким образом, определенный уровень специальных способностей (математических, художественных и т. д.) может быть сформирован практически у любого здорового ребенка. Тем самым имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения. Общие понятия о психике человека, ее структуре и функциях ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный)-системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. ............ |