Часть полного текста документа: СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВВЕДЕНИЕ ХХ век привнес целый ряд новых тем и настроений в политическую и правовую науку Запада. Развитие специализации в сфере научной деятельности привело квыделению политологии в относительно самостоятельную отрасль исследований и ее размежеванию с правыми науками. Но взаимосвязь и взаимовлияние сохранилось. Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества,привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса. Работы О. Шпенглера и А. Тойнби,получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и приближение ее заката. По демократическим идеалам и ценностям был нанесен серьезный удар трудами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и М. Вебера, которые послужили методологическойосновой для создания многочисленных элитарных концепций. В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась. Теория же "технократии"(Дж. Бернхем, О. Тоффлер) пытался скорее доказать совместимость корректного использования идеи "народоправства" с фактической элитарностью политическихсистем западных демократий. 1. Социологическая концепция права Социологическая теория права- базируется на понимании права как фактического укладажизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", тоесть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, ане системе официальных норм. Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использованииправа в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества(обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях право- применяющей деятельности. Вэтой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э.Дюркгейм, Л. Дюги), свободного судейского усмотрения(Е. Эрлиха), социальной инженерии в праве (социологическаяюриспруденцияР. Паунда). а)Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862-1922) Вначале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права. Ихназывают также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалосьтесным для монолистической эпохи. Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей,правосознание общества). Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение праваподчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи. Австрийский правоведЕ. Эрлих всвоей работе "Основы социологии права" (1913г.) выдвинул теорию "живогоправа союзов", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество. Социология права, поЕ. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции, исследует право эмпирически, какопытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями. ............ |