Московский социально-педагогический институт
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Заочное отделение
Курсовая работа
Современные представления об этиопатогенезе алалии
Москва 2010
Оглавление
Введение
Определение алалии. Классификация
Этиология
Патогенез
Диагностика
Основные направления логопедической работы
Заключение
Литература
Введение
Алалия, как самостоятельный вид нарушения была выделена в 1875 году доктором Кларусом, который называл ее «врожденной афазией». (В.А. Ковшиков[9], с.13) Упоминание об алалии находим и у основателя логопедической науки А. Куссмауля (1877). Несмотря на столь долгую историю изучения, мнения исследователей о сущности этого нарушения весьма разнятся.
Так, некоторые относят алалию к сенсомоторным расстройствам, другие – к психологическим, третьи придерживаются концепции, что алалия – это языковое расстройство, не связанное с патологией сенсорной, моторной или психической сфер. Исходя из этих концепций, предлагаются различные методы преодоления алалии. Поэтому важно сравнить эффективность этих подходов. А.Р. Лурия в 40-х годах ХХ века, изучив множество случаев травматической афазии, создал учение о локализации высших психических функций в коре головного мозга и о функциональном значении связей между различными участками мозга. С тех пор положения этого учения постоянно уточняются. Хотя при алалии, в большинстве случаев, органических нарушений мозга не наблюдается, все чаще говорят о наличии у таких детей минимальной мозговой дисфункции, которую невозможно определить современными средствами медицинской диагностики. В этом направлении большие перспективы для исследований. Суть нарушения, которая не определяется аппаратными методами, можно попытаться понять с помощью педагогической диагностики, а поняв, подобрать адекватные методы коррекции.
Определение алалии. Классификация Алалия – это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга. Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая-либо одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой речевой функции и системного соотношения ее частей. Отнесенность патологии к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением. (Т.Г. Визель[3], с.171) В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка. (Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская [5] с.357) Картина речевого расстройства при алалии сводится к отсутствию речевой функции, или значительной ограниченности ее в объёме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией, другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи, что принято называть сенсорной алалией. Поскольку экспрессивная и импрессивная речь у ребенка тесно связаны между собой, при обеих формах алалии отмечается недостаточность и того и другого видов речевой деятельности (Т.Г. ............