СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. 1
2.Основные вопросы трактата «Sophie». 5
2.1.Вселенская религия. 5
2.2.Понятие абсолютного. 6
2.3.Восток и Запад. 7
2.4.Множественность бытия. 8
2.5.Человек как органическое единство. 9
2.6.Вопросы космогонии. 9
2.7.Вопросы истории. 11
2.8.Каббалистические мотивы. 12
2.9.Иерархия софийного подчинения. 13
2.10.Побочные мотивы. 13
3.Общая философская характеристика трактата «София». 14
3.1.Нетварная и тварная София. 15
3.2.Космизм. 16
3.3.Антропологизм. 16
3.4.Противоречия в учении о Софии. 17
4. Пять аспектов космическо-антропологической Софии. 18
4.1.Вечная женственность. 18
4.2.Интимно-романтический аспект. 18
4.3.Эстетическое творчество и эсхатология. 19
4.4.Мистический аспект. 19
4.5.Русский национальный момент – десятый аспект Софии. 20
5.Заключение. 21
Общий итог учения о Софии. 21
5.1.Наличие софийной теории во все периоды творчества В.Соловьева. 21
5.2.Смысловое разнообразие и универсальность идеи Софии. 21
5.3.Материалистическая, критическая и художественная тенденции. 21
5.4.Идея Софии – конкретизация. 22
Список использованной литературы.. 23
1.Введение
Александр Блок писал: «Я сделал выбор из худшего, что говорят и думают о В.Соловьеве. Образ крупного мыслителя и блестящего человека от этого не померкнет. Я хочу только показать, что у Соловьева философа, публициста, критика, поэта и человека всегда были и будут враги, и поклонники, т.е. единодушного признания за ним этих качеств в полной мере – не было и не будет. Значит, празднование его земной памяти всегда легко может обратиться в обыкновенный юбилей, т.е. в день забвения. Когда же пройдут еще десятилетия и над горизонтом философии и науки взойдут новые звезды, «В.Соловьев» утратит свою жизненную ценность и станет архивным материалом для диссертаций историков философии. Так, по всей вероятности, думают многие; но если мы разорвем юбилейный саван и потушим юбилейный свет, - мы увидим иное». [1, с.91-92]
Цель работы. После смерти В.С. Соловьева скорбь о дорогом почившем заставляла говорить преимущественно об одном, о том, что мы в нем утратили. И говорившие воскрешали в своих речах то, что отошло от нас в вечность, - духовный облик отошедшего.
Теперь перед нами ставится другая задача. Нам предстоит говорить не только о том, что мы утратили в Соловьеве, сколько о том, что мы в нем имеем, о том, что навеки наше. Сквозь призму вновь накопившихся переживаний Соловьев кажется нам иногда человеком другой эпохи: его жизнь и деятельность представляется нам далеким прошлым. Но именно это отдаление ставит нас в особо благоприятные условия, чтобы отделить в этой деятельности вечное от временного, разглядеть в этом прошлом неумирающее настоящее.»
И прежде всего нам надлежит отметить здесь, что в учении Соловьева есть нечто сверхсовременное, что пребывает в смене явлений и в чередовании исторических эпох. Это сверхсовременное есть то самое, что Соловьев считал важнейшим своим делом, - его учение о смысле жизни, или, что - то же самое – это учение о Богочеловечестве, где ярко выражена проблема Софии», - писал Е.Н.Трубецкой. [1,с.71]
Актуальность темы. В.С.Соловьев очень близок современному обществу, а его учение о Софии очень актуально не потому, что он является одним из выдающихся философов, поэтов и публицистов XIX – XX веков, а потому что тема Софии вносит в христианство, т.е. не только общество прошлого времени, но и наше с Вами общество гуманизм и прогрессизм, обогащает религиозное сознание прогрессивным гуманизмом новых времен. ............