НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Реферат
по дисциплине Классификация и особенности устройства судов и кораблей
на тему «Скеговые суда на воздушной подушке»
Нижний Новгород 2010 г
Скеговые суда на воздушной подушке
Суда на воздушной подушке (СВП или hovercraft) – это транспортные средства, двигающиеся за счет тяги создаваемой воздушными винтами и оснащенные системой создания области повышенного давления под корпусом (воздушной подушки) для осуществления подъема над поверхностью.
Судно на воздушной подушке является амфибийным аппаратом способным передвигаться по любой относительно ровной поверхностью - воде (в том числе по мелководью), льду, песку, траве, болоту и т.д.
Подача воздуха в воздушную подушку может осуществляться посредством отбора потока от основных маршевых винтов (совмещенный тип) или с помощью дополнительных «нагнетательных» вентиляторов (раздельный тип нагнетающей установки).
Движение судна на воздушной подушке
Полетом движение катера на воздушной подушке назвать сложно, по той причине, что в идеальных условиях (т.е. на абсолютно ровной плите) СВП отрывается от поверхности всего на несколько сантиметров. На практике же судно на воздушной подушке постоянно находится в контакте с поверхностью движения. Поэтому наибольшие скоростные характеристики достигаются на поверхностях с низким коэффициентом трения, например лед. Движение по воде осложняется тем, что под катером образуется каверна (пропорциональная весу катера), негативное влияние которой тем меньше чем выше скорость.
Ходовые свойства катера зависят от множества факторов и прежде всего от конструкции ГО, объема подаваемого в подушку воздуха и отношения веса катера к площади подушки. Чем меньше веса приходится на квадратный метр площади воздушной подушки, тем проще добиться хороших ходовых свойств, тем меньше нагрузки испытывает материал ГО, а следовательно продлевается срок его службы.
Управление катером осуществляется за счет воздушных рулей, установленных за маршевым винтом. Помимо вертикальных рулей, отвечающих за маневрирование, существуют горизонтальные рули, задача которых управление дифферентом катера.
Это бывает полезно, когда катер не равномерно загружен или требуется поднять корму/нос для выполнения маневра.
Скеговый тип судна (с продольными баллонами-лыжами, применяется на СВП Хивус, Марс) – не терпит неровностей на жесткой поверхности (неровную поверхность лучше проходить на скорости), не достаточная мягкость/комфорт движения, из-за наличия относительно жестких продольных баллонов. В случае разрыва в пути - сложный ремонт. К преимуществам можно отнести хорошую курсовую устойчивость. Этот тип можно рекомендовать для эксплуатации исключительно на акватории без выездов на пересеченную местность.
Суждено ли развитию судов на воздушной подушке зайти в тупик или, наоборот, оно открывает путь к судам будущего? С тех пор как англичанин Кокерилль в 1959 г. представил общественности первое действующее судно на воздушной подушке и пересек на нем Ла-Манш, основной движущей силой развития судов этого класса было стремление достичь как можно большей скорости. Это стремление продолжает быть доминирующим и в наши дни, несмотря на другие замечательные качества, продемонстрированные судами этого класса. ............