Система смазки
Система смазки двигателя предназначена для подачи предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям и охлаждения их при работе двигателя.
Система смазки двигателя(рис. 13) смешанная, с "мокрым" картером. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел, к подшипникам топливного насоса и компрессора. Предусмотрена пульсирующая подача масла к верхним сферическим опорам штанг толкателей.
Система смазки включает в себя масляный насос, картер масляный.
фильтр очистки масла и центробежный, масляный радиатор, масляные каналы в блоке и головках цилиндров, переднюю крышку и картер маховика, наружные маслопроводы, маслозаливную горловину, клапаны для обеспечения нормальной работы системы и контрольные приборы.
Рис. 14 Насос масляный: 1— корпус радиаторной секции; 2,4 — шестерни ведущие; 3 — проставка; 5 — корпус нагнетающей секции; 6 —шестерня ведомая привода масляного насоса: 7,8 — шестерни ведомые: 9, 12 — клапаны предохранительные;10 — пробка. 11 — клапан дифференциальный: 13 — шайбы регулировочные
Из картера 13 через маслоприемник масло поступает в секции 18 и 17 масляного насоса, из секции 18 через канал в правой стенке блока — в фильтр очистки масла 20, где оно очищается двумя фильтрующими элементами, затем масло поступает в главную масляную магистраль 21, из главной магистрали по каналам в блоке н головках цилиндра — к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна. Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 7, через каналы в передней стенке блока — к подшипникам топливного насоса 8 высокого давления. Из магистрали 21 предусмотрен отбор масла к выключателю гидромуфты, который установлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты 12 привода вентилятора. Из секции 17 масло поступает к центробежному фильтру 4, в радиатор 15 и затем сливается в масляный картер 13. При закрытом кране 3 масло из центробежного фильтра через сливной клапан 1 сливается в картер двигателя', минуя радиатор. Остальные детали и сборочные единицы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом.
Масляный картер — стальной, штампованный, между масляным картером н блоком установлена прокладка толщиной 2,5 мм. Циркуляция масла в системе осуществляется масляным насосом.
Масляный насос (рис. 14) — двухсекционный, шестеренный. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло в главную магистраль системы смазки, а радиаторная секция — в фильтр центробежной очистки и радиатор.
Предохранительный клапан 12 радиаторной секции отрегулирован на давление 850... 1160 кПа и перепускает масло из нагнетающей полости в масляный картер.
Предохранительный клапан 9 нагнетающей секции отрегулирован на давление 850... 1160 кПа. Дифференциальный клапан 11 нагнетающей секции предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 420...470 кПа.
Рис. ............