Часть полного текста документа:Система программирования squeak smalltalk -новый этап развития языка программирования смолток Щербаков С.В. Стремительный рост возможностей современных персональных компьютеров сопровождается рядом противоречивых тенденций в развитии и освоении создаваемого для них программного обеспечения. С одной стороны, возросшие возможности ПЭВМ обеспечивают большие удобства конечному пользователю персонального компьютера. С другой стороны, прогрессивно возрастающая сложность систем и средств программирования является причиной увеличения стоимости создаваемого программного продукта, росту числа программистов и т.д. Например, возникновение объектной парадигмы, призванной облегчить и унифицировать деятельность программиста, привело к появлению обширных и конкурирующих между собой библиотек, как правило, ориентированных на конкретную операционную систему и на конкретный персональный компьютер. Ответной реакцией на вышеописанную ситуацию является возрастающая популярность универсального языка программирования JAVA, ориентированного на создание Интернет-приложений. В этой ситуации возникает проблема поиска такой системы программирования, которая удовлетворяла бы следующим условиям: - концептуальная простота и ясность; - переносимость; - наличие богатой библиотеки объектов и развитые возможности наследования; - приемлемая стоимость (для нашей страны проблема стоимости программного обеспечения весьма специфична). Одним из кандидатов на такую роль является система программирования Smalltalk. Как известно, язык программирования Smalltalk - одна из первых объектно-ориентированных систем программирования в мире [1, 2]. Созданный в рамках проекта PARC и основанный на новаторских для того времени идеях (многооконный интерфейс, широкое использование растровой графики, браусер классов и т.д.), он не получил широкого распространения, так как требовал значительных по меркам прошлого машинных ресурсов. Принципы, заложенные в основу первой коммерческой реализации Смолтока - Smalltalk Object-Works, - стали общепринятыми. Так, интерфейс системы Смолток был положен в основу операционной системы персонального компьютера Macintosch и затем Windows, а концепция ООП стала ведущей при разработке современных средств программирования. Так, любопытно отметить, что одним из аргументов в судебном процессе фирмы Apple против корпорации Microsoft по вопросу о плагиате в процессе разработки интерфейса системы Windows являлось указание на исторический приоритет интерфейса системы Смолток. Хотя Смолток, по замыслу его первого идеолога и разработчика А.Кэя, должен был быть доступным даже детям, он оказался достаточно сложным. Дело в том, что Смолток, будучи чистой объектно-ориентированной системой, представляет собой обширную библиотеку объектов и их классов в отличие от самых популярных систем типа С++ и Delphi, являющихся объектно-ориентированными расширениями классических алгоритмических языков - Си и Паскаль. Для программиста переход, скажем, с обычного Паскаля на Delphi происходит относительно легко, так как первое время возможно использование традиционных сугубо алгоритмических средств. ............ |