План:
1. Предисловие.
2. Важнейшие этапы творческого развития.
3. Немного о тренерской деятельности.
Подобно тому, как в жизни не может быть абсолютных норм, так и в шахматах не существует абсолютных правил,
Р. Рети
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
В шахматной партии перед играющим стоит цель дать мат неприятельскому королю. Большей частью она достигается приобретением достаточного материального перевеса. Реже — с помощью комбинации, где решающим фактором победы является гармония в действиях фигур.
Чтобы добиться одного из этих видов преимущества, приходится решать многочисленные проблемы, возникающие после каждого хода противника, иначе говоря, искать лучшее возражение в ответ на его конкретный замысел. Но само понятие “лучшее возражение” не абсолютное, его сущность зависит от мастерства играющего. Ведь совершенствование шахматиста — это многоэтапный путь от начинающего до гроссмейстера, и каждому этапу присущи свой объем знаний, понимание позиции, диапазон творческой фантазии и т. п. Отправляясь в дорогу с нулевой отметки, шахматист постепенно накапливает знания.
Когда он подойдет к мастерскому рубежу и сможет самостоятельно подвергнуть проверке выводы и рекомендации автора, ему будет легче разобраться в собственных недостатках и избежать ошибок, типичных для многих молодых шахматистов.
Автор понимает, что круг читателей этой книги не будет ограничен лишь шахматистамипрактиками. Он надеется, что с его трудом ознакомятся тренеры, т. е. люди, от которых зависит совершенствование шахматиста.
К сожалению, вопросы методики преподавания шахмат еще недостаточно изучены и решаются поразному. Я с глубоким уважением отношусь к творческой деятельности коллег и ни в коей мере не собираюсь навязывать им свои взгляды. Тем не менее, каждый тренер, ознакомившись с содержанием книги, невольно или сознательно начнет делать сравнения, тогда, быть может, зерно истины найдет он и в чужом труде.
2. Важнейшие этапы творческого развития.
“Начинающий радуется лишь тогда, когда он может объявить своему противнику мат или, быть может, еще более, когда ему удается поймать неприятельского ферзя (ибо в глазах начинающего это, возможно, еще больший успех); напротив, маэстро уже чрезвычайно доволен,* когда ему удается заметить хотя, бы намек на слабость неприятельской пешечной позиции”.
А. Нимцович
Обдумывая свой очередной ход, один и тот же шахматист на разных этапах совершенствования приходит к совершенно разным выводам. Наблюдая за своими учениками, я смог убедиться в том, что в период становления они используют различные методы борьбы, которые с удивительным постоянством повторяются у всех, вне зависимости от степени их таланта. Рассмотрим наиболее важные из них:
1. Игра ведется по принципу: напал — отступил, не отступил — взял.
Каждый шахматист на первом этапе совершенствования опирается на законы, созданные его воображением. Забывая о том, что главной целью шахматной партии является мат неприятельскому королю, он в первую очередь стремится к материальным завоеваниям, для чего с первых ходов вводит в игру сильнейшую фигуру — ферзя, чтобы с его помощью нанести противнику максимальный урон. Новичок не может удержаться от соблазна объявить шах, даже в тех случаях, когда это сопряжено с потерей времени и связано с ухудшением собственной позиции. ............