СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СЕКТОРУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В УКРАИНЕ - СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРОНАТ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Продолжительность рецессионного состояния экономики Украины непосредственно зависит от эффективности антикризисной государственной политики, то есть от всесторонности, взвешенности и активности принятия соответствующих мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, структурную перестройку экономики, усиление национальной конкурентоспособности. По мнению аналитиков, в среднесрочной перспективе (до 2013 г.) как государство, так и субъекты экономической деятельности больше внимания будут уделять обновлению основных фондов, модернизации производства, повышению научно-технологического потенциала. Действительно, отечественное хозяйство нуждается в срочном радикальном обновлении через переход макроэкономики на инновационный, экологически ориентированный путь развития, с учетом нынешнего состояния технологической базы общественного производства (показателями которого являются высокая степень износа основных фондов и их непрерывное старение, рост доли морально устаревшего оборудования), а также ввиду доминирования экологоопасной структуры экономики, ее ресурсозатратных особенностей, воспроизводства деструктивных явлений и процессов в природной среде. К слову, в концепции национальной экологической политики Украины на период до 2020 г. официально признано, что в Украине имеют место наивысшие в Европе уровни распаханности земель, потребления водных ресурсов, вырубки лесов, что антропогенная и техногенная нагрузка на окружающую среду в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира и продолжает расти. Объясняется сложившаяся ситуация отсутствием эффективной системы управления в сфере охраны природной среды и более медленным, чем ожидалось, проведением структурных реформ и модернизации технологических процессов. Такие экологические обстоятельства функционирования национального хозяйства не только препятствуют реализации естественных конкурентных преимуществ, но и оказывают отрицательное влияние на формирование базовых параметров рыночной среды, ограничивая развитие внутреннего рынка, возможности и перспективы повышения конкурентоспособности экономики Украины. Указанная ситуация не является специфическим украинским явлением: во всяком случае, лет тридцать тому назад она наблюдалась в развитых странах. Но теперь защита природной среды и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как приоритеты во внутренней экономической политике многих государств, поскольку со временем стало понятно, что субъекты хозяйствования, неспособные удовлетворить запросы потребителей и общества в объектах экологического рынка, теряют позиции в конкурентной борьбе, а компании, которые раньше других осознали и заложили в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получают реальные преимущества и доходы.
В работе раскрыта экономическая значимость сектора экологических товаров и услуг как инвестиционно привлекательного, динамического, прибыльного сегмента внутреннего рынка и высококонкурентного сегмента внешней торговли, приведена статистическая характеристика мирового экологического рынка, впервые определена и дана оценка объема сектора экологических товаров и услуг в Украине, рассчитаны ежегодные темпы его развития, обоснованы предложения относительно комплекса необходимых государственных регулятивных действий, направленных на активизацию этого сектора.
СЕКТОРУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В УКРАИНЕ - СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРОНАТ
Анализ зарубежной практики хозяйствования показывает, что экологическая модернизация материально-технической базы и ресурсосберегающая реструктуризация отраслей реального сектора экономики образуют важнейшие направления реализации, так называемой новой "зеленой" индустриальной политики (экологической индустриализации). ............