Советский и российский пианист, композитор (р.1932)
Родиона Щедрина всегда отличала потребность не только писать музыку, но и самому исполнять ее.
«На этапе исполнения автор заканчивает создание своего нового произведения», — утверждал Родион Щедрин. Этот подход к сочинительству продолжал традиции концертировавших в начале века композиторов-пианистов С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Безукоризненное знание композиции позволяло Родиону Щедрину наиболее полно доносить музыку до слушателя и на самом концерте выделять значимые элементы произведения.
Родион Константинович Щедрин родился в 1932 году в Москве в семье музыкантов. Его дед был священником. Родион закончил хоровое училище, после чего поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классам композиции у Ю. Шапорина и фортепиано у Я. Флиера. В хоровом училище не было атмосферы принуждения. Мальчику запомнилось, что его сверстники, разучивая произведения, буквально загорались музыкой. У них «занималось дыхание», всюду Родион видел «горящие глаза», «дрожащие от возбуждения руки». Музыка великих композиторов приносила огромный заряд вдохновения.
В консерватории он не сразу выделился из числа студентов. Позже Щедрин вспоминал, как Я. Флиер впервые слушал его: «Поначалу играл я профессору нечто совершенно не соответствующее моим исполнительским возможностям — кажется, рапсодию Рахманинова на тему Паганини... Играл из рук вон плохо. И по выражению лица Флиера я мог заключить, что шансы мои как пианиста катастрофически падают и равны нулю. Тогда, понимая сложившуюся ситуацию, расстроенный Динор (педагог, который привел Р. Щедрина на прослушивание —Д. С) сказал обо мне: «Он еще и сочиняет немного». Вежливый и корректный Флиер предложил мне сыграть свои композиции...» Щедрин сыграл, и Флиер изменил свое мнение об ученике.
Московскую консерваторию Родион Щедрин закончил в 1955 году. Первые музыкальные произведения молодого композитора были посвящены героям-комсомольцам. Не следует, однако, считать эту тематику конъюнктурной: для Родиона Щедрина было важно другое. Он хотел воплощать в музыке героические образы, гражданский пафос, претворять в жизнь то, что услышал, почувствовал, когда учился в хоровом училище. Щедрин написал фортепианный квартет, посвященный Зое Космодемьянской, фортепианную поэму «Мария Мель-никайте» о девушке-подпольщице, замученной в фашистском застенке, симфоническую поэму «Повесть о настоящем человеке», вокально-симфоническую поэму «Двадцать восемь», посвященную героям-панфиловцам.
Уже в ранних произведениях угадывался ставший позже столь известным творческий почерк композитора. Но его увлекали и другие темы. Щедрин внимательно изучал народную музыку, присматривался к ней, выделяя то характерное, что раскрывает человеческую натуру. Он накапливал гармонические и ритмические находки, порой не лишенные юмора, что выгодно отличало его от остальных композиторов. В ранних произведениях он использовал и фольклорные мотивы. Например, в фортепианном концерте звучит белорусская мелодия, в поэме «Двадцать восемь» присутствует русская народная песня.
В середине 50-х годов композитор написал Первый фортепианный концерт, прозвучавший на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, и балет «Конек-Горбунок», который был поставлен в Большом театре. ............