Часть полного текста документа: Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно отсталых детей Введение Рефлекторная теория психики - теория психологии, базирующаяся на том, что в основе психики лежит отражение внешнего мира. Основы Р.Т.П. были заложены И.М. Сеченовым, утверждавшим, что "...все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы". Экспериментально она была развита И.П. Павловым и теоретически с позиции психологии уточнена С.Л. Рубинштейном (1946). Согласно Р.Т.П., рефлекс есть ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемый при помощи нервной системы. Существует большое количество разнообразных рефлексов, начиная от элементарных ответов организма до весьма сложных, состоящих из целой серии следующих друг за другом отдельных актов. С помощью рефлексов обеспечивается взаимодействие между отдельными частями организма и его органами и взаимодействие организма с окружающей средой. Р.Т.П. была использована представителями бихевиоризма для обоснования процесса обучения языку как овладения системой речевых навыков в ответ на предъявляемые стимулы. В учебном процессе применяются опоры как на безусловные, так и на условные рефлексы. Последние приобретаются в процессе обучения. Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменение внутренней среды организма. В отличие от условных рефлексов, служащих приспособлению организма к условиям внешнего мира, безусловный рефлекс обеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистом виде безусловный рефлекс практически не существует - на его основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющих в единстве с безусловным рефлексом гибкость и динамизм поведения. Условный рефлекс - Рефлекс, в результате образования которого раздражитель, прежде не вызывающий соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. В настоящее время принято представление о механизме условного рефлекса как о сложной функциональной системе с обратной связью. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условного раздражителя выступает слово - "сигнал сигналов" (по И. П. Павлову). 1. Вклад И.П.Павлова и А.Р.Лурия в теорию Рефлекторная теория психики, лежащая в основе современной психологии, дала возможность объяснить зависимость изменения умственной работоспособности детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы, от их воспитания и обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспектив психического развития умственно отсталых детей. Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенка представляет собой сочетание органических и функциональных нарушений (разрушение некоторых клеток коры мозга и изменение силы и подвижности нервных процессов), можно ликвидировать или ослабить эти функциональные нарушения нервных процессов, соответствующим образом организовав обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. ............ |