План Вступительная часть 1. Историко-философские традиции в анализе культуры 2.Э волюционизм и диффузионизм в культурологии 3. Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций» Заключительная часть (подведение итогов)
Введение
Уже в самые отдаленные времена философов волновали вопросы: почему существуют различные языки и обычаи, как объяснить, что живущие в одно и то же время и в одном и том же регионе народы ведут разный образ жизни, имеют разные несхожие традиции в культуре, наконец, что же такое культура вообще, как она возникла, в чем ее роль, ее значение для существования народов, сословий, классов, государств и каждого отдельного человека? Ответы на эти, а также и другие вопросы по проблемам культуры, давались давно, еще с древнейших времен.
Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской общественной мысли со второй половины ХУШ в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами. Например, дхарма в индийской философии и религии. Это понятие означало царящий над миром вечный моральный закон и определяло культурно-нравственную установку для правильной жизни. У древних греков мы встречаем такое понятие как пайдейя, подразумевавшее образование, гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. С ним связано представление об общем образовании и занятиях, пользующихся уважением в среде свободных людей. Эллины видели в пайдейе главное свое отличие от некультурных варваров.
В позднеримскую эпоху складываются представления, передаваемые основным смыслом слова «культура». В это же время под культурой стали подразумевать позитивно оцениваемый городской уклад общественной жизни. Такое понимание сохранялось и в средние века.. Слово «культура» стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.Для просветителей характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. Так, французские просветители XVIII в. Вольтер, Тюрго сводили содержание культурного процесса к развитию человеческого разума. Культурность нации или страны состоит в разумности их обществ, в противоположность дикости и варварству первобытных народов. Разумность общественных порядков и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. ............