Часть полного текста документа:Район Коломенский Семнадцатое столетие было временем интенсивного развития архитектурного ансамбля Коломенского; в 1640-1660-х годах здесь возводятся каменные Казанский храм и Водовзводная башня, снабжавшая водой обширную царскую резиденцию. Наибольший размах строительство в Коломенском приобретает при Алексее Михайловиче. В этот период здесь обновляется все дворцовое хозяйство, возводятся служебные постройки, но главным было создание обширного дворца Алексея Михайловича. Ансамбль Коломенского второй половины 17-го столетия выделяется среди дворцовых комплексов своего времени. Центром этого необычно обширного и живописного ансамбля был великолепный деревянный дворец царя Алексея Михайловича, вокруг располагались все остальные постройки, и среди них важнейшую роль вертикальной архитектурной доминанты играл величественный шатровый храм Вознесения. Дворец, соединенный крытым переходом с придворной Казанской церковью, занимал обширный участок, обнесенный каменной оградой с двумя парадными воротами - Передними и Задними. Восточный, парадный фасад дворца был обращен к Москве - реке, к храму Вознесения, расположенному на главной площади перед дворцом, куда выводили и Передние ворота. На этой площади проводились парадные церемонии, встречи иноземных послов, здесь же царь Алексей Михайлович принимал депутацию от народа во времена Медного бунта. В Коломенском искусно сочетались живописная подмосковная природа и прекрасные шедевры зодчества, созданные талантливыми народными мастерами. В таком сочетании исключительное значение приобретал общий композиционный замысел пространственного решения обширного ансамбля. В Коломенском периода его рассвета имелось все - и широкий захватывающий обзор окрестностей с высокого холма, и изумительный вид на ансамбль с Москвы - реки (когда он возникал перед взором, постепенно раскрываясь при приближении к нему по воде), и окаймленные прекрасной архитектурой парадные площади, и бесконечные в своем разнообразии перспективы, возникавшие при обходе дворца. Вид, который открывается при выходе на бывшую парадную площадь через арку Передних ворот, до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия. Архитектура и пространство - это две основные категории, художественное сочетание которых всегда разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит сила и глубина его художественно - эмоционального воздействия. Храм Вознесения можно считать прекрасным пересказом архитектурной мечты деревянного зодчества русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен "на деревянное дело"; подобные объемные композиции - почти буквальные прототипы этого храма - стоят в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма необходимое свойство "спокойствия в движении". Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению: создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным. И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров, венчающему высокий береговой холм Москвы - реки, - непревзойдённое единство целого: зодчий лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. ............ |