Часть полного текста документа:Психология учителя 1. Место педагога в современном обществе В широком значении слова педагог - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. Учителями целых поколений молодежи были русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества, но всегда народный учитель подвергался эксплуатации и преследованиям за участие в борьбе народа. Крайне тяжелым и унизительным было положение учителя в царской России. Только после революции 1917 года педагог-учитель занял почетное, хотя и не "хлебное" место в обществе. Сейчас в России около 2 млн. учителей. Педагоги воспитывают нового человека - всесторонне и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учитель преподает, организует учение детей, воспитывает их, помогает детским общественным организациям и, конечно, поддерживает постоянную связь с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты отдают педагоги детям. Но их великий труд не заменяет труда родителей. Есть еще отсталые люди, которые рассуждают так: "Мы заняты на работе, по дому, нам недосуг заниматься воспитанием детей, есть школа - пусть она воспитывает". Такие представления приносят большой вред детям. Школа и семья проводят единую линию в воспитании, осуществляют ее совместно. Настоящий педагог всегда поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны ребенка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислушиваться к совету педагога-учителя-святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию самих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признательности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. "Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в "Молодой гвардии".- В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...". Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагог, вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. ............ |