Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гаськов
Аспирант И.В. Марковец
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
Для большинства людей слово ушу ассоциируется с китайской гимнастикой, а его синоним кун-фу, чаще употребляемое на западе, - с кинобоевиками Брюса Ли, Джеки Чана. Но эти представления отражают лишь часть гигантской "Системы систем", которая возникла в глубокой древности, совершенствовалась на протяжении тысячелетий и сохранила традиции до наших дней. Различие взглядов на нее не удивительно - ведь только основных их стилей насчитывается несколько тысяч. Ушу (в буквальном переводе "воинские искусства") - это и оздоровительная гимнастика, и спорт, и боевое искусство, и медицина, а в сущности это - путь духовного просветления наука жизни.
Известно, что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесно связаны и влияют друг на друга: изменение психического состояния может вызвать изменения на физическом уровне духовного - на психофизическом и т.д. (Бреннан, 1994). Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу. Как утверждают древние трактаты, занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.
Занятия ушу в детских оздоровительных группах проводятся инструктором-методистом ЛФК Республиканского врачебно-физ культурного диспансера И.В. Марковцом с 1992 г. В статье приведены результаты исследования физического и психологического состояния детей 7-14 лет, занимающихся в этих группах.
В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет (А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:
1. В целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей - с 8, 4 балла в сентябре 1995 г. до 11, 25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55, 3% в 1995 г. до 77, 5% в 1998 г.
2. Сравнение результатов тестирования УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию , разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.
3. Отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся ушу.
Таблица 1. Эффективность оздоровительных мероприятии в августе 2000 г. в лагерях "Солнечный" и "Сибиряк", по данным первичного (I) и вторичного (II) медицинских осмотров (в скобках - количество детей)
Показатели "Солнечный" "Сибиряк" ушу (37 чел.) ЛФК (38 чел.) 37 чел. I II I II I II
УФЗ, % низкий,
ниже среднего,
средний,
выше среднего,
высокий
2, 7(1)
32, 4 (12)
40, 5(15)
24, 3 (9)
5, 4 (2)
24, 3(9)
35, 1(13)
35, 1(13)
13(5)
18, 4(7)
31, 6(12)
36, 8(14)
2, 6(1)
36, 8(14)
39, 4(15)
21(8)
2, 7(1)
10, 8(4)
51, 3(19)
31, 5(12)
2, 7(1)
5, 4(2)
24, 3(9)
40, 5 (15)
29, 7 (11)
2, 7(1)
УФЗ средний по группе, баллы 13, 8 14, 8 14, 2 13, 7 12, 5 11, 4 Динамика УФЗ, % +4 -3 -9 Эффективность оздоровления, % 72, 9 31, 5 18, 9
Таблица 2. ............