Введение
Духовное возрождение народа невозможно представить без животворного влияния родной литературы на формирование основ национального сознания, ведь литература - один из активных факторов общественного воспитания.
Изучение особенностей влияния искусства слова на формирование личности имеет давние традиции: эти проблемы частично рассматривались еще в трудах Платона, Аристотеля, Плутарха. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует, что предметами исследований ученых были: роль художественных произведений в развитии личности (Г. Бахтин, Ф. Бугайко, Г. Нечкина, Г. Рыбникова, В. Сухомлинский); психофизиологические особенности восприятия художественных явлений (Л. Выготский, Н. Лейтес, О. Леонтьев, Н. Молдавская, О. Никифорова); воспитание культуры чтения (С. Поварнин, О. Примаковский, Г. Рубакин, Н. Чепелева). Проблемы становления методики классного и внеклассного чтения нашли отображение в трудах К. Ушинского, В. Водотележной, В. Стоюнина, В. Острогорского, В. Шереметьевского, Г. Бунакова, Г. Корфа, Т. Лубенця и др.
Весомым вкладом в обоснование содержания и методов внеклассного чтения в школе стали исследования отечественных ученых О. Мазуркевича, Н. Волошиной, Е. Пасечника, В. Недилька, Б.Степанишинаи др. Однако проблемы освещены лишь частично.. Отдельные важные аспекты этой проблемы отображены в научных трудах отечественных ученых О. Савченко, Н. Скрипченко, М. Наумчук и др. В работах этих авторов определяются первоосновы литературного образования в начальном звене школы, обосновываются основные требования к внеклассному чтению, рассматриваются пути совершенствования уроков классного и внеклассного чтения в их взаимосвязи. Определенный научный интерес представляют труды ученых Н. Светловской, О. Джежелей, в которых рассматриваются особенности воспитания читателей школьников.
В то же время анализ литературы свидетельствует, что такой важный аспект методики внеклассного чтения, как развитие читательской самостоятельности первоклассников, не нашел надлежащего отображения в научных трудах. Поскольку именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального и духовного развития личности. Проблема развития читательской самостоятельности шести, семилетних учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время.
В системе формирования читательских навыков главное место отводится урокам внеклассного чтения. Однако, по мнению О.Джежелей [8], анализ учебно-воспитательного процесса свидетельствует, что уровень проведения этих уроков не всегда отвечает современным требованиям. Часто основное внимание уделяется решению заданий, характерных для уроков классного чтения: большая часть времени отводится формированию таких качеств чтения, как скорость, правильность, выразительность. На уроках нередко доминирует вербализм, лишняя логизация во время изучения произведений. Применение приемов работы с книгой, ориентирование в книжном кругу осуществляется бессистемно, поверхностно. Анализ учебных программ по внеклассному чтению свидетельствуют об отсутствии в них с 1990 года списка рекомендуемой литературы для учеников начальных классов, в том числе и для первоклассников, что значительно осложняет работу учителей и библиотекарей. Остаются нерешенными вопросы обновления содержания и усовершенствования структуры уроков внеклассного чтения как основной формы руководства самостоятельным детским чтением. ............