Часть полного текста документа:Проблема происхождения славян 1. Введение Обозначим круг авторов, исследователей по историографии, начиная с античных времен, занимающихся проблематикой вокруг вопроса по происхождению славян. Известно, что на севере за Балканами, по Дунаю начинаются ровные широкие степи, прилегающие к черноморским и прикаспийским равнинам. По этим обширным пространствам передвигались славянские племена. Поселения славян доходили на севере и западе до Эльбы и Балтийского моря, на востоке - до современной средней России. По месту расселения славяне разделились на южных - на Балканском полуострове (сербов, хорватов, придунайских славян, получивших имя болгар); западных - по Эльбе, Карпатам и Висле (чехо-моравов, поляков) и восточных (русских, белорусов, украинцев). Уже античные источники (Тацит-в 1 веке н. э., Птолемей - во II веке н. э.) упоминают о славянах под общим названием венедов. В дальнейшем это наименование прочнее сохранилось на Западе, в то время как в пределах Восточной Римской, а затем Византийской империи очень быстро распространилось другое название - славяне, о чем свидетельствуют сочинения Прокопия Кесарийского, Иордана, Иоанна Эфесского, Феофилакта Симокатты и др. При этом необходимо отметить, что позднеантичная и раннесредневековая византийская традиции дают все основания полагать, что уже в то время на юго-востоке Европы означали некую широкую этническую общность, охватывающую множество более мелких этнических единиц. Особенно важны в этом отношении сведения жившего в Византии готского историка Иордана. Определяя положение поселений венедов, которых он помещает к востоку от Вислы, Иордан замечает: "Хотя их (венедов) наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же они преимущественно называются славянами и антами". В другом месте своего труда историк вновь возвращаясь к венедам, подчеркивая общность их происхождения: "Эти (венеды)... происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венедов, антов, склавенов". Историки, жившие в Византийской-империи, оставили много свидетельств о славянах и, в частности, о передвижениях славян и смене названий. Вслед за Иорданом Прокопий из Кесарии писал: "большинство из них были гунны, славяне и анты, которые имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега". Речь идет о левом береге Дуная. И в другом месте: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды". Автор первой польской хроники Галл Аноним описывает области расселения славян: "Земля славянская... тянется от сарматов, которые называются и гетами, до Дании и Саксонии, от Фракии через Венгрию, некогда захваченную гуннами, называемыми также венграми, спускаясь через Каринтию, кончается у Баварии, на юге же возле Средиземного моря, отклонившись от Эпира, через Далмацию, Хорватию и Истрию ограничена пределами Адриатического моря и отделяется от Италии там, где находятся Венеция и Аквилея". Аналогичное понятие о славянской общности сложилось и на Западе, в пределах Франкской, а впоследствии в Немецкой империи, где постепенно в течение VII-IX вв. ............ |