Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УдГУ Кафедра ХПМ Р Е Ф Е Р А Т ПО ПЕДАГОГИКЕ "Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности" Выполнила: Николаева Н.В. Руководитель: Рылова Л.Б. Ижевск 2001 План: стр. Введение 3 Глава 1. Анализ существующей системы подготовки кадров 7 Глава 2. Инновационная деятельность - становление, развитие, структура 9 Глава 3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя 11 Глава 4. Механизмы подготовки учителя к инновационной деятельности 14 Глава 5. Рефлексия в структуре инновационной деятельности учителя 16 Заключение 20 Введение Общественная потребность в новой стратегии образования вызревала не одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и вылилась в требование смены традиционной системы обучения. Традиционная образовательная система, существующая в тех формах, которые возникли в Европе в XVIII - нач. XIX вв., хотя и эволюционировала, но тем не менее, осталась прежней по своей социо-культурной ориентации и в настоящее время исчерпала себя. Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Особенности экономической и социокультурной системы требуют постоянного изменения и обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки. В условиях сложившегося ранее "конечного образования", - обострилась проблема общей и профессиональной грамотности человека, стали очевидны дефицит экономических, социально-психологических и других знаний, затруднился выбор жизненного пути для выпускников ВУЗов. Все это привело к обострению противоречий между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными в традиционных образовательных системах условиями для овладения ими. Создались предпосылки перехода к непрерывному образованию по принципу преемственности от воспитания и образования в раннем детстве - к переподготовке и повышению квалификации взрослого населения. Рождение нового педагогического сознания и новых обучающих технологий произошло под воздействием ряда исторических и социальных перемен. Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и технического окружения. Вторая глобальная черта социально-исторических перемен, прямо связанная с ускорением общественного прогресса - это коренные изменения самого характера общественного труда как в материальной, так и духовной сферах. В современном мире мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями развития общественного труда и жизни человека: первое - обезличивание отношений, формализация труда и общественных отношений; второе - противостоящая первой, не менее сильная тенденция - возрастание роли личного фактора, , интеллектуальных функций наукоёмкости. Полнее осознать потребность в индивидуальном обучении, в преодолении традиционных способов организации образования помогает культурно-исторический анализ этнографических данных, проделанных известным этнографом детства Маргарет Мид: наша традиционно постфигуративная культура, ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется - конфигуративной и даже префигуративной, определяющей новый тип социальной связи межу поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим и "у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших"(11). ............ |