1. Развитие железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт – это ведущее звено в транспортной системе страны, он способствует в большей мере освоению новых районов и их природных богатств.
Предшественниками железных дорого были так называемые колейные дороги, по которым перемещались вагонетки с помощью людей или животных. Такие дороги сооружали на рудниках и шахтах еде в 16 веке. Развитие рельсового транспорта в нашей стране началось с постройки заводских рельсово-лежневых путей.
В 1764 году гидротехник Кузьма Дмитриевич Фролов применил на Колывано-Воскресенских заводах на Алтае механическую канатную тягу по рельсово-лежневым внутрицеховым путям, имевшим форму желоба; вагонетки с рудой перемещались по путям канатами от вала водяного колеса. В 1788 г. в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе была сооружена инженером А.С. Ярцевым рельсовая дорога с чугунными рельсами в виде уголков, отлитых заодно с поперечинами, фиксирующими колею протяженностью 173,5 м., а через 21 год сын Кузьмы Фролова – горный инженер Петр Фролов закончил строительство на Змеиногорском руднике на Алтае первой в мире чугунной дороги с конной тягой. Дорога протяженность. 1, 867 км. имела рельсы выпуклой формы, насыпи, выемки, мосты, поворотный круг. Предложенная и мостов в значительной мере предопределила последующее развитие основных элементов железнодорожного пути. Аналогичные дороги были построены во Франции через 13 лет, в Америке – через 17 лет.
Запросы промышленности, ставшей на путь машинного производства, конная тяга удовлетворить не могла. Появляется необходимость в более совершенной паровой тяге. И.И. Ползунов в 1765 г., за несколько лет до англичанина Джеймса Уатта, построил первую в мире универсальную паровую машину. Впервые железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена Д. Стефенсоном в 1825 г. в Англии.
В России первая железная дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1834 г. механиком Нижнетагильского завода Е.А. Черепановым и его сыном М.Е. Черепановым. Дорога протяженностью 854 м соединяла рудник и завод. Они же создали и первый паровоз. Тогда еще не существовало слово «паровоз», и машина была названа «сухопутным пароходом». Паровоз Е.А. и М.Е. Черепановы превосходил по всей мощности английский локомотив – стефенсоновскую «Ракету».
Россия позже других стран встала на путь капиталистического развития. Однако потребность в железных дорогах появилась еще в начале 19 века в связи с развитием товорно-капиталистических отношений и стремлением русской буржуазии к расширению внутреннего и внешнего рынков. Строительство железных дорог было подготовлено развитием техники, достижениями русских механиков, металлургов и строителей.
Первая в России железная дорога на паровой тяге общего пользования протяжением 27 км. была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским селом (ныне г. Пушкин).
Крупнейшим достижением русского инженерного искусства являлось окончание строительства в 1851 г. Петербургско-Московской железной дороги – самой длинной в мире двухпутной магистрали. Дорогу протяженностью около 650 км. строили 8 лет, одновременно с двух сторон крепостные рабочие в исключительно трудных условиях, описанных в стихотворении НА. ............