Часть полного текста документа: - 1 - ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи- тывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности (ООП). В то же время они составляют значительную долю научного, про- мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит- ся также большой удельный вес производства наукоемкой, технически сложной гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления. В 1994 г. оборонный комплекс произвел 80% общего объема выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий ООП преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совер- шенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали: - минимизацию затрат на производство и разработку вооружения (В) и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и обеспе- чения на этой основе обороноспособности России; - создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству- ющей рыночным условиям; - максимально эффективное использование кадрового, научнотехни- ческого и производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Приватизацию предприятий ООП предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов: - согласования интересов РФ, национально-государственных и адми- нистративно-территориальных образований в рамках РФ; -разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления; - приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч- но-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса; - оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго- сударствлению и приватизации (создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т.д.). - 2 - На процесс приватизации предприятий ООП оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно ограничивавшей их производственнохозяйственную самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня- ло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промыш- ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (В и ВТ, продукция двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то- вары народного потребления). В-третьих, наличие мобилизационных мощ- ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле- ния и приватизации. В-четвертых, конверсия военного производства (из- менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя- тий, расширение возможностей приватизации). Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие законодательно-правовые документы, определяющие развитие ООП (законы об оборонном заказе, включая разработку программ вооружения, сохране- ния и развития мобилизационных мощностей, о статусе оборонного предп- риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест- ном производстве В и ВТ), что затрудняло подготовку концепции и прог- рамм приватизации предприятий комплекса. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборон- ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтерна- тивные формы собственности в рамках многоукладной социалистической экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур. ............ |