Часть полного текста документа:Превращая полезное в изящное Н. Михайлов Высокие требования к архитектуре зданий промышленного назначения - одна из давних петербургских традиций. Вспомните хотя бы здание "Монетного Двора" начала XIX века. Нынешний "Печатный Двор" возводился в начале XX века как комплекс Государственной типографии и также служит весьма достойным примером сочетания красоты и пользы. Уже во времена Александра II в правительственных сферах обсуждалась идея создания большой государственной типографии, которая обслуживала бы текущие нужды всех высших органов государственного управления. Когда в 1882 году было упразднено II Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, ее типография попала в ведение Государственного совета Российской империи и стала как по названию, так и по существу Государственной. Обслуживавшая более полувека нужды царской канцелярии типография давно славилась безупречным качеством печати, изяществом переплетов, своевременным и безукоризненным выполнением всех срочных работ, что особенно ценилось правительственными учреждениями. Именно сюда, в бывшую типографию II Отделения, все больше и больше устремлялось курьеров различных ведомств со срочными докладными записками, проектами правительственных распоряжений, журналами заседаний и прочими образцами чиновничьего творчества. Объем работы быстро рос, а возможности для расширения производственных мастерских в доме на Инженерной улице, 2, занимаемом типографией с момента основания, были уже давно исчерпаны. Решение о строительстве новых зданий для Государственной типографии окончательно приняли только в 1905 году, но Русско-японская война и Первая российская революция не позволили быстро претворить его в жизнь. Земельный участок для типографии присмотрели еще в 1905 году, а оформление его покупки в казну состоялась только два года спустя. Владельцу земли крестьянину Д. Нефедову за 5062 с четвертью квадратных сажени земли между Геслеровским (ныне Чкаловским) проспектом, Гатчинской и Ораниенбаумской улицами было уплачено 375 тысяч рублей. Как посчитали члены высочайше утвержденной в 1906 году Комиссии для заведования постройкой новых типографских зданий, в Петербурге можно было подыскать участок и подешевле. Однако начальник типографии В.А. Чунихин категорически выступил против такой экономии, и с его мнением членам Комиссии пришлось согласиться. Государственную типографию, которой приходилось выполнять срочные правительственные заказы порой за одну ночь, нельзя было выносить на значительное расстояние от центра города. Кроме того, типографию, как важный правительственный объект, следовало разместить подальше от крупных промышленных предприятий, рабочие которых в случае волнений, как показал опыт 1905 года, неминуемо парализовали бы ее работу. Проектирование и наблюдение за строительством новых зданий Государственной типографии поручили одному из самых известных зодчих того времени архитектору высочайшего двора, академику архитектуры Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928). За свою долгую и исключительно плодотворную творческую жизнь он построил множество самых разнообразных гражданских и культовых сооружений в России и за границей. В Петербурге одними из самых известных его работ являются здания Капеллы на Мойке, Гинекологического института (клиника Отто) на Стрелке Васильевского острова и Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. ............ |