Муниципальное Образовательное Учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2"
учитель начальной школы
Добржанская О.Н.
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики
"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА
В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(К.С. Станиславский - актер, режиссер, теоретик театра).
Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник - Его Величество Театр.
У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я заметила что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.
В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 8% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 44% с нарушением звукопроизношения. Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. ............