1. Предмет и задачи логопедии
Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Логопедия является одним из разделов специальной педагогики — дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».
Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.
Основные задачи логопедии состоят в следующем:
· изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
· определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;
· исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
· разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
· разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
· организация логопедической помощи.
Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью дефектологии, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.
Рассматриваемые в логопедии изменения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.
2. Дислалия. Основные формы, направления и методы коррекции.
Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
ü укороченная уздечка языка (подъязычная связка).,
ü дефекты строения челюстей
ü неправильное строение нёба
ü Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа
Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. ............