ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет эстетики («эстетическое») в понимании В.В. Бычкова
2. Специфика искусства как предмета эстетики (по И.А. Бушман)
3. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Одной из сфер, объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является сфера эстетического.
В.В. Бычков пишет: в сущностно‑метафизическом смысле эстетика – это особая форма бытия‑сознания; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию[1]. Наука эстетика – только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее, пытающаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта. И оно поэтому также является одним из основных объектов исследования науки эстетики.
Эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом.
В.В. Бычков в качестве главной категории, определяющей предмет эстетики, называет «эстетическое».
И.А. Бушман в качестве предмета эстетики прямо называет искусство.
Цель нашей работы – рассказать о предмете эстетики (на основе трудов В.В. Бычкова и И.А. Бушман).
Объект исследования – предмет эстетики.
Структура работы
Работа включает в себя введение, три пункта основной части, заключение, библиографический список.
1. Предмет эстетики («эстетическое») в понимании В.В. Бычкова
«Эстетическое» – наиболее общая категория эстетики; как бы метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект‑объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием[2]. Наиболее емкое определение эстетического ввел А.Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно‑исторических отношений».
Одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке ХХ в. стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов.
В.В. Бычков пишет: «Спонтанно утвердившись в науке, категория эстетического остается одной из наиболее дискуссионных проблем эстетики, ибо ее содержание – предмет самой науки также до сих пор остается дискуссионным»[3].
В качестве одного из исторически детерминированных и наиболее адекватных на сегодня смыслов эстетического он указывает следующий: особый духовно‑материальный опыт человека (эстетический опыт ), который сводится к специфической системе неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате чего субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, духовную радость, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.). ............