Часть полного текста документа:Пословица M. Рыбникова Пословица (лат. - proverbium, adagium, франц. - proverbe, немецк. - Sprichwort, англ. - proverb. От греческого названия пословицы - paroimia - идет научная терминология: паремиология - отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией П., паремиография - запись П., собирание и издание их) - словесная формула, не связанная с каким-либо литературным или фольклорным произведением и вошедшая во фразеологию массовой речи, утверждение, вывод, совет, наказ - в форме ходячего афоризма. "Пословица к слову молвится". От П. отличаются гномы, сентенции, апофегмы, изречения книжного происхождения. От П. нужно также отличать поговорку, которая приближается к идиоме, к ходовому обороту речи и не имеет резко выраженного учительного, дидактического характера. "Поговорка, - говорит Даль, - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без осуждения, заключения, применения: это одна первая половина пословицы". Вместо: "он глуп" она (поговорка) говорит: "У него не все дома, одной клепки нет, он на цвету прибит, трех не перечтет". В живой речи П. можно низвести до поговорки, равно как и поговорка может развиться в П.: "Сваливать с больной головы на здоровую" - поговорка; "Сваливать с больной головы на здоровую не накладно" - П. (пример Даля). Так. обр. П. есть поэтически оформленный афоризм, поговорка - речение, речевой оборот, ходовое выражение. Паремиография ведет свое начало от глубокой древности. Еще Аристотелю приписывали первые записи П. Записями П. занимались греческие, александрийские и римские ученые. В 1500 Эразм Роттердамский издает свод античных пословиц "Adagia"; позднейшие ученые продолжают дело собирания и изучения античных П. Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других П., часто получавших лит-ую обработку (Библия, Панчатантра, Коран). В позднейшие века составляются сборники в пределах национальных и шире. Особенное внимание начинает уделяться П. европейских народов по мере роста интереса к "народной словесности" и выделения фольклористики в особую дисциплину (см. "Фольклор"). Что же касается паремиографии восточных народов, то она носит по большей части вспомогательный характер для работ по этнографии и языку. В дальнейшем мы останавливаемся в основном на изучении русской П. О старинных записях русской пословицы см. работу Симони, в которой дано описание и воспроизведение двух рукописных сборников русских П. конца XVII - нач. XVIII вв.: "Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту" и "Рукописный сборник пословиц и присказок Петровского времени". Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к П. - П. приводилась в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы (см. "Письмовник" Курганова, "Были и небылицы" Екатерины II, журнал Новикова "Детское чтение для ума и сердца"). Использована П. и в "Словаре Академии Российской" (1789-1794), для которого их собирал поэт Богданович. Первое научное собрание русских П. принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля "Пословицы русского народа" (1862) и работа Иллюстрова "Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках" (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских П. ............ |