Часть полного текста документа:Понятие аудиторской деятельности, подлежащей лицензированию Антон Клячин Законодательство РФ об аудиторской деятельности содержит целый ряд пробелов и противоречий. К сегодняшнему дню практика выявила наиболее острые из них. К их числу, несомненно, можно отнести вопросы о необходимости лицензирования видов деятельности, связанных с аудитом, а также аудита отчетности на соответствие ее Международным стандартам финансовой отчетности. Эти вопросы и стали предметом рассмотрения в настоящей статье. Понятие аудиторской деятельности содержится во Временных правилах аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Согласно п.3 Правил, "аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг". Буквальное толкование данной нормы может привести к ошибочному выводу о том, что под данное Правилами понятие подпадают любые проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Между тем, буквальное толкование в данном случае неприменимо. Общепризнанно, что нормативно-правовые акты подлежат только систематическому толкованию. Так, известный теоретик права, профессор С.С. Алексеев в своем фундаментальном труде "Право: опыт комплексного исследования" пишет: "Поскольку каждая юридическая норма связана со многими другими, действует не изолировано, а в единстве с ними, причем в составе целостных институтов, отраслей права, всей правовой системы, то достаточно полно раскрыть содержание данной нормы, правильно понять ее в принципе невозможно без учета многообразных связей с другими нормами, иными нормативными положениями и принципами" [1]. Того же мнения придерживается профессор А.С.Комаров: "Связь между нормами права отражает объективно существующую связь регулируемых общественных отношений. Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из них" [2]. Таким образом, при толковании закона единственно возможный метод толкования - систематическое толкование, учитывающее не только буквальный смысл нормы, но и ее место в правовой системе, взаимосвязь с другими нормами. Особое значение систематическое толкование закона приобретает при несовершенстве юридической техники, которое часто имеет место в отечественном законодательстве. Так, применительно к рассматриваемому случаю, необходимо отметить, что Временные правила используют два разных термина для обозначения одного понятия. Пункт 3 Правил говорит об "иных аудиторских услугах". В то же время, пункт 9 раскрывая это понятие, именует эту деятельность "связанной с аудиторской". Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, одобренный 25 декабря 1996 г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, оперирует понятием "услуги, сопутствующие аудиту". Таким образом, одно и то же понятие в законодательстве имеет три названия, что определенно свидетельствует о низком уровне юридической техники. Систематическое толкование Временных правил, сделанное с учетом иных нормативных актов, приводит к однозначному выводу о том, что не всякая деятельность, осуществляемая аудиторской организацией, подлежит лицензированию. ............ |