Часть полного текста документа:Первые понятия о Боге. О православном воспитании дошкольников Кравцова М. В. О православном воспитании ребенка написано уже достаточно много, и вряд ли мы сможем прибавить к этому что-нибудь существенное. Следует, однако, обратить внимание на одно обстоятельство: закладывая в ребенка те или иные нравственные понятия и формируя христианскую реакцию на происходящее, необходимо делать это в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, в осознании неповторимости его личности. Только тогда делу воспитания будет сопутствовать успех. К каждому человеку необходим свой подход - это правило далеко не всегда применяется и по отношению к взрослым людям, тем более - по отношению к детям, к которым, как иногда кажется, достаточно применить уже проверенный набор педагогических методов воздействия - и положительный результат гарантирован. Но это не так, и это - к счастью, потому что, если бы характеры, нравы и интересы наших чад мы могли бы лепить, словно булки из теста, мы не понимали бы всей красоты великого дара свободы, отражающего в нас одно из качеств, делающих нас, людей, образом и подобием Бога. С другой стороны, конечно, родители должны прекрасно осознавать, какие нравственные качества они хотят видеть развитыми в своем ребенке, - в первую очередь для того, чтобы собственным примером способствовать в нем развитию этих качеств. Особенно это касается детей дошкольного возраста. Как писал святитель Василий Великий: "Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние". Маленький ребенок, дошкольник, наиболее подвержен влиянию со стороны всего, что его окружает. Он впитывает как губка семейную атмосферу - любви или ненависти, благочестия или цинизма, радости или уныния. Он растет таким, каким делают его родители, и тем сложнее добрым задаткам пробиться наружу, чем больше злого и порочного видел ребенок в детстве. Конечно же, это в очень большой степени относится и к духовной жизни. Ребенок, привыкший с младенчества видеть иконы, каждый день слышащий молитвы, которые читают родители, ощущающий на себе нательный крест, в атмосфере благочестивой, воцерковленной жизни ощущает себя как рыба в воде. "Мне кажется, что первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаны с его восприятием жизни органами чувств - зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, - читаем мы в замечательной книге Софьи Куломзиной "Семья - малая церковь. Записки православной матери и бабушки". - Если младенец видит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова "Бог", "Господь", "Христос с тобой", принимает Святое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, в его сознание понемногу входит понятие, что "Бог есть". Далее Софья Куломзина пишет о том, что в младенце нет ни веры, ни неверия, но у верующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность их веры, "так же как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, что вода - мокрая, а пол - твердый". ............ |