Часть полного текста документа:Вариант 1 1. Педагогические категории и понятия 1.1. Выпишите из научной литературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажите взаимосвязь между ними и обоснуйте их иерархию. Предложите способ систематизации педагогических категорий и понятий. 1.2. Приведите систематизированные примеры используемых в педагогике категорий и понятий, которые заимствованы из философии, социологии, экономики, психологии, физиологии, антропологии. 1.3. Обоснуйте, используя педагогическую литературу, особенности понятийного аппарата педагогической науки. 2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: "Человек не воспитывается по частям"? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу. 3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования в данной проблеме, предложите гипотезу ее решения. 1. Педагогические категории и понятия Выпишем из научной литературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажем взаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию. Для более точного ответа на задание определимся с основными терминами: Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Понятие - форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами. БЕЗРУКОВА В.С. Воспитание - это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека. Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное. ХАРЛАМОВ И.Ф. Воспитание в широком смысле - овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Воспитание в узком смысле - формирование идеальных социальных, нравственных и эстетических отношений. Обучение - овладения ЗУ, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями Под развитием следует понимать взаимосвязь количественных и качественных изменений, которые происходят в сознании человека. Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств. БАБАНСКИЙ Ю.К. Воспитание в широком смысле - есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания Воспитание в специальном педагогическом смысле - есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности. Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образование - процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. ............ |