МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.С.Пушкина»
Кафедра методик
дошкольной педагогики
Курсовая работа на тему:
«Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей»
Работу выполнила
Пивень Нина Александровна
студентка 4 курса (ОЗО-5) «Б» группы
социально-педагогический факультет
Научный руководитель
Прошкина И. В.
Брест,2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Теоретическая часть: «Освоение детьми старшего дошкольного
возраста системы знаний о человеке посредством моделей»
1.1 История моделирования как метода познания
1.2 Классификация моделей и видов моделирования
1.3 Моделирование как средство экспериментального исследования-
1.4 Как обучать старших дошкольников. Моделирование
1.5 Анализ базисной программы (Пралеска). Раздел: ознакомление
старших дошкольников с системой знаний о человеке
2. Практическая часть
2.1 конспекты занятий
2.2 заключение
2.3 список литературы
Цель исследования: изучить особенности ознакомления старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей.
Объект исследования: моделирование, как метод познания.
Предмет исследования: использование моделирования в педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. определить сущность моделирования, как метода познания.
2.проанализировать роль моделей в педагогическом процессе.
3. проанализировать раздел базисной программы «Пралеска» - мы и природа.
Гипотеза исследования: ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода улучшит усвоение детьми знаний.
Введение
Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы).
5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.
Модели многофункциональны. ............