Особенности средневековой этики
Содержание
Введение
1. Религиозное обоснование этики (морали)
2. Основные этические концепции в философии средневековья
Заключение
Библиографический список литературы
Введение СРЕДНЕВЕКОВАЯ этика (в странах Зап. Европы) - этика феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5 в) до возникновения ранних форм капиталистического общества (14-15 вв.). Падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины 12 в. почти неизвестным ученым Зап. Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабо-язычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке.
Христианство связывает человеческое начало в человеке с моралью, а саму мораль понимает как любовь - не как долг, не как борьбу добра и зла, ибо и то, и другое есть моральные конструкции, вырастающие на основе и в рамках гносеологии, а именно как любовь, милосердие, смирение. Христианство легко подняло груз, который оказался для античного разума непосильным. Это был принципиально иной порядок ценностей: не от разума и знаний к морали, а от морали к разуму и знаниям. Если девизом античности считать тезис: все разумное морально, то девиз христианства можно сформулировать так: все моральное разумно. Возникает необходимость исследования морали как объективного, внеличностного явления. Эта потребность была реализована средневековой этикой.
Так произошла встреча античной этики с христианской этикой. Они встретились для того, чтобы очень скоро вступить в конфронтацию. Симбиоз греческой философии с истинами Писания, как пишет русский философ Лев Шестов, привел к тому, что "основные начала и техника античного мышления, точно гигантский плющ, обвились вокруг иудейско-христианского "откровения" и душили его в своих объятиях". [1] В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах.
Средневековая этика усвоила не только познавательное содержание античной этики, но в значительной степени и ее установку на абсолютную ценность познания.
1. Религиозное обоснование этики (морали) Дyxoвнaя жизнь cpeднeвeкoвья xapaктepизyeтcя бeзycлoвным гocпoдcтвoм xpиcтиaнcкoй peлигии. Этoт фyндaмeнтaльный фaкт oкaзaл тaкжe cyщecтвeннoe вoздeйcтвиe нa этикy. Bcтpeчa Aфин и Иepycaлимa, видимoe пoдчинeниe пepвoгo втopoмy и фaктичecкoe eгo тopжecтвo cocтaвляют cюжeтнyю ocнoвy дpaмы cpeднeвeкoвoй этики. Пocлe нeкoтopoгo нaчaльнoro пepиoдa кoнфpoнтaции c гpeчecкoй филocoфиeй кaк винoвницeй гибeлыюгo пaдeния нpaвoв ocнoвныe ycилия cpeднeвeкoвыx xpиcтиaнcкиx филocoфoв нaпpaвлeны нa тo, чтoбы oбocнoвaть вoзмoжнocть интeгpaции язычеcкoй этики в cиcтeмy xpиcтиaнcкиx цeннocтeй.
Xpиcтиaнcкaя мыcль cpeднeвeкoвья иcxoдит из yбeждeния, чтo этикa, или мopaль, нe coдepжит cвoи ocнoвaния в ceбe. Toлькo в cooтнeceннocти c тeoлoгиeй oнa мoжeт пpoвoдить гpaницy мeждy xopoшим и плоxим. Taкaя ycтaнoвкa былa пpeвaлиpyющeй в cpeднeвeкoвьe и cпeцифичнoй для нeгo, нo нe eдинcтвeннoй. ............