Часть полного текста документа:Особенности обучения основам здоровьесбережения в неспециализированном вузе Кандидат педагогических наук, доцент К.Г. Габриелян Доктор биологических наук Б.В. Ермолаев Доктор биологических наук, профессор И.О. Кутателадзе, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Московский государственный открытый университет, Москва Выявив распределение предметов, информирующих студентов по вопросам индивидуального здоровья человека, мы обнаружили существенный разброс дисциплин, ведущими среди которых являются "физическая культура", "концепции современного естествознания" (КСЕ) и "безопасность жизнедеятельности" (БЖД) (рис. 1). КСЕ и БЖД превалируют и в формировании взглядов студентов на вопросы, смежные с проблемой индивидуального здоровья (рис. 2), при полном отсутствии профильной дисциплины - "физической культуры". Проведенные в Московском государственном открытом университете исследования выявили негативную тенденцию, связанную с существованием у студентов качественных различий между представлениями о факторах, обеспечивающих индивидуальное здоровье человека, и их практической реализацией. В исследовании приняли участие 150 студентов 2-го курса (59 юношей и 91 девушка, средний возраст - 18,1 года), обучающихся по специальности "мировая экономика" и "юриспруденция". Результаты анонимного исследования показали, что у студентов в подавляющем большинстве отмечается адекватное представление о составляющих индивидуального здоровья: позитивном влиянии регулярной двигательной активности (98,7%); воздействии рационального питания (94%); соблюдении индивидуального режима дня (продолжительность сна, режима труда и отдыха и т.д.) (86,3%); отсутствии вредных привычек, например курения (98%). Высокие значения всех перечисленных факторов показывают сформировавшуюся в общественном сознании иерархию системы ценностей, связанных с индивидуальным здоровьем. При существующем соглашении о значимости факторов, определяющих сохранение и укрепление индивидуального здоровья, наблюдается существенная диссоциация результатов в вопросе их практической реализации. Регулярно тренируются 38% студентов; считают свое питание рациональным 37,2%; соблюдают режим дня 13,6%; не курят - 58%. С одной стороны, существующее различие между декларацией указанных факторов и их практической реализацией указывает на значительные резервы возможной утилизации уже наличествующих у студентов представлений и знаний об индивидуальном здоровье (его позитивных и негативных аспектах). С другой стороны, это различие предопределило значимость проблемы расстановки акцентов в образовании студентов по "физическому воспитанию и индивидуальному здоровью" в русле выявления глубинных причин зафиксированной диспропорции и, соответственно, конкретных подходов к решению этой проблемы в методическом плане. Выявленные тенденции усугубляются некоторыми социальными причинами. Индивидуальные и общественные нормы в отношении здоровья, а также распределение баланса ответственности за здоровье личности между нею и государством в России и СССР намного отстали от мировых стандартов. Установлено, что и сама по себе ценность здоровья носит не фундаментальный, а инструментальный характер. ............ |