Федеральное Агентство по Образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
Выпускная квалификационная работа
«ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 11 – 12 ЛЕТ»
Выполнила:
студентка дневного отделения
группа 545
Виницкая Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
Ст. преп. кафедры СПП и ПМ
Сошникова Наталья Григорьевна
Квалификационная работа
допущена к защите
Зав. кафедрой специальной
педагогики, психологии и предметных методик
д. п. н. профессор
Молчанов С. Г.
Челябинск 2008
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Проблема произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов…………………………………………………….….5
1.1 Понятие произносительной стороны речи……………………………..........5
1.2 Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе……….…9
1.3 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...20
2. Категория глухих детей………………………………………………............22
2.1 Психолого-педагогическая характеристика глухих детей………………..22
2.2 Особенности произносительной стороны речи глухих детей………….....28
2.3 Выводы по 2 главе…………………………………………………………...31
3. Изучение произносительной стороны речи глухих школьников………….33
3.1 Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников………………………………………………………………………33
3.2 Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет…………………………………………………………………………………36
3.3 Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей……………………………………………………………………...40
3.4 Выводы по 3 главе…………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература …..…………………………………………………………………..61
Приложение 1…………………………………………………………………....65
Приложение 2…………………………………………………………………….66
Введение
Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова» [40, стр. 149]. Одной из основных задач школы глухих является формирование произношения учащихся. Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха основывается на предварительном обследовании произношения в начале учебного года. Необходимо добавить, что проблема обследования произношения у учеников среднего звена в специальной литературе почти не отражена. Однако, именно на этапе перехода детей в среднее и старшее звено важно правильно построить коррекционную работу по формированию произносительной стороны речи. ............