Введение
Искусство воспитания – уникальный, индивидуальный, сложный, всегда конкретный и неповторимый процесс. Наша цель – воспитание творческого человека яркой индивидуальности, цельной, многогранной, гармонично развитой личности. Личность – это результат «обработки» человека другими людьми в прочесе его жизни. Это результат не только общения, но и многочисленных других форм связи с людьми. В первую очередь – результат труда, реальной совместной с другими людьми деятельности.
Деятельность тренера – это в первую очередь педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы ученики, с которыми работает тренер, обстоятельства, личность самого тренера.
Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности тренера – высокая общая культура. Это понятие многогранно, оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое.
Практика показывает, что наибольшие трудности в тренерской работе возникают в процессе воспитательного воздействия тренера на своих учеников. Конечно, позиция тренера, занята им в той или иной педагогической ситуации, во многом зависит от личности самого тренера, но знание некоторых закономерностей, условий эффективного воздействия на человека поможет тренеру более профессионально сориентироваться в возможных педагогических ситуациях.
Воспитание личности
Что такое личность? Понятие «личность» идет от глубокой древности. Этим словом называли маску, которую надевал актер во время представления, затем самого актера, играющего определенную роль. Употребляя этот термин в настоящее время, мы обычно имеем в виду данного конкретного человека и вместе с тем подчеркиваем его социальную сущность, те черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни и деятельности в обществе.
Новорожденный ребенок еще не является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся. Процесс становления личности сложен, противоречив, определяется множеством факторов, лежащих как в окружающей человека среде, так и в нем самом. И не каждый человек достигает того уровня развития, на котором он становится подлинной личностью, т. е. преобразователем обстоятельств и собственной судьбы.
Успешность становления личности определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы основные личностные качества.
Личность характеризуется более или менее широким кругом интересов. Разумеется, люди существенно различаются в этом отношении. Сама по себе широта интересов еще не свидетельствует о зрелости личности. Она может проявляться в привычке разбрасываться, заниматься всем понемногу и ничем как следует. Только при наличии основной жизненной цели разнообразные интересы человека приобретают особый смысл, начинают служить этой цели, делают личность по-настоящему богатой и интересной.
Таким образом, для личности высокого уровня развития характерно наличие главной цели, которая подчиняет себе все остальные стремления и помыслы. ............