Часть полного текста документа: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Данная программа предназначена для ведения занятий по изобразительному искусству и художественному труду в 1 классе. Она может быть использована как альтернативная имеющимся разработкам (например, типовой программе "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.Н. Неменский) или введена в дополнение к ним для занятий по художественному труду. Цель занятий - развитие творческих способностей первоклассников. Учебные задачи: 1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия. 3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма. Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство, образованное использованием различных утилитарных и художественных элементов, сочетанием разных материалов и техник. Школьники, занимающиеся по данной программе, тоже могут почувствовать себя "мастерами", так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству. ............ |