Новый порядок продления сроков прекращения обязательств по внешнеторговым операциям
Со 2 октября 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178), который сменил одного из "внешнеэкономических долгожителей" - Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7). Оба этих законодательных акта в качестве своего ключевого "элемента" содержат требование о соблюдении четко установленных сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций (далее - сроки прекращения обязательств). В частности, согласно п. 1.4 Указ № 178 резиденты должны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки (в Указе № 7 содержатся практически те же нормы):
- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
За нарушение этих сроков ст. 11.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена достаточно серьезная ответственность: наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2% не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения установленного срока. Понятно, что получать такие санкции никому не хочется, однако далеко не всегда резидент Беларуси, заключивший внешнеторговую сделку, имеет возможность как-то повлиять на своего зарубежного контрагента, заставив его выполнить свои обязательства в требуемые белорусским законодательством сроки.
Бизнес - занятие непростое, и при его ведении возможны всякие неожиданности, не позволяющие даже вполне сознательным участникам внешнеэкономической деятельности вовремя отгружать товары или производить их оплату. К счастью, это понимают и наши законодатели, поэтому они и предусмотрели в данных указах возможность продления сроков прекращения обязательств.
Исходя из п. 2.8 Указа № 7 продление установленных сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществлялось Министерством торговли в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Данный порядок был определен Положением о порядке продления сроков проведения внешнеторговых операций, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 04.01.2002 № 1 (по состоянию на 11.08.2006) (далее - Положение).
Разработчиков Указа № 178 Министерство торговли в качестве одного из "регуляторов" внешнеэкономической деятельности почему-то не устроило, и они решили, что продление сроков прекращения обязательств как-то ближе главному банку страны. В связи с этим п. 1.5 Указа № 178 определено, что приведенные выше сроки прекращения обязательств могут быть продлены по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) и его главными управлениями по областям до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее реализации в порядке, установленном им по согласованию с Комитетом государственного контроля. ............